Галина Прохорцева
Коррекционно — развивающая работа учителя — дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
максимального достижения эффективности при проведении коррекционно- образовательной работы учитывается :
Структура отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
Информация о здоровье ребёнка;
Условия жизни и воспитания в семье;
Возраст ребёнка на момент поступления в ДОУ;
Длительность пребывания ребёнка в ДОУ компенсирующего вида.
Работа ведется по блокам :
1. диагностико – консультативный,
2. физкультурно – оздоровительный,
3. воспитательно – образовательный,
4. коррекционно – развивающий,
5. социально – педагогический.
Публикация «Коррекционно — развивающая работа учителя — дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя – дефектолога в ДОУ для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Исследуется совместно с другими специалистами : внимание, память, мышлении, восприятие, воображение, речь. Выявляется уровень сформированности компонентов деятельности: мотивация, программирование, регуляция (т. е. сформированность знаний, умений и навыков).
Целью коррекционно – педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка. Процесс коррекционного обучения и воспитания можно условно разделить на два этапа.
На первом этапе обучения важно сформировать предпосылки для развития ВПФ : внимания, памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, побудить познавательную активность ребенка.
На втором этапе реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению.
В учебном плане отражаются основные компоненты коррекционно- педагогической работы. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно – развивающие, так и воспитательно – образовательные задачи.
Предусматривается пять комплексных коррекционно – развивающих занятий в неделю.
1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Задача:
расширение кругозора детей,
уточнение у них представлений о предметах и явлениях в природе,
социальная деятельность,
обогащение словаря,
уточнение значения слов.
В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.
Д / и: «Один- много»
«Кого (чего) не стало?»
«Четвертый лишний»
«Собери картинку» и т. д.
2. Развитие речи
Задачи:
Совершенствование лексико- грамматического строя речи.
Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по «Ознакомлению с окружающим миро».
Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций.
В младшей и старшей группе ставятся задачи по развитию диалогической речи. В подготовительной формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь.
3. Развитие элементарных математических представлений.
Задачи:
Развитие и совершенствование сенсорных представлений;
Формирование представлений о форме и размере предметов;
О геометрической форме;
Формирование представлений о множестве;
Обучение сравнению совокупностей предметов;
Обучение сравнению по величине;
Развитие пространственных и временных представлений;
Формирование количественных и временных представлений;
Формирование количественных представлений и отношений, обучение счету до 10-ти;
Формирование счетных операций (в пределах 10-ти);
Формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.
Развитие речи, умение задавать вопросы, отвечать.
А также формируется: познавательная активность, гибкость мышления, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, способность конструировать из геометрических фигур, палочек и др. материала, развивают воображение.
Д / и: «Геометрическое лото»
«Разложи по цвету (форме, величине)»
«Выше – ниже»
«Слева – справа»
«Сколько – столько же»
«Посчитай»
4. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Задачи:
Первоначальное развитие фонематического слуха, слухового внимания, памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирование графомоторных навыков;
Знакомство со звуками, словами, предложениями;
Знакомство с печатными буквами, техника их написания (начертания);
Формирование правильной посадки и навыков захвата карандаша;
Развитие ручной моторики и зрительной моторной координации;
Развитие умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном.
5. Коррекционная ритмика.
Это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются такие важные для школьной готовности личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия строятся на сочетании музыки, движения, речи.
6. Обучение игры (в средней и старшей группе)
Задачи:
Формирование игры как деятельности, развитие её компонентов;
Развитие игры как совместной деятельности;
Обогащение содержания детских игр.