Елена Писарева
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая деятельность педагога – психолога.
Современная литература предлагает практическому психологу большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Следует напомнить, что коррекционно-развивающая работа – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.
Выделяют 2 направления развивающей работы с дошкольниками :
Публикация «Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке» размещена в разделах
1. собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников
2. психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.
Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.
Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.
Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
При организации коррекционно– развивающей работы рекомендуется отталкиваться от системы психолого-педагогических требований и тем самым определиться в содержании работы с будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна).
В целом, может быть предложен следующий принцип отбора содержания для коррекционно-развивающей работы :
1. Выделение важнейших параметров психолого-педагогического статуса будущего первоклассника
2. Анализ требований к содержанию этих параметров
3. Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе и описанных требований к ним
4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям
Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.
Общая структура коррекционно-развивающего занятия
Коррекционно-развивающее занятие состоит из 3 частей:
1. Вводная
2. Основная
3. Завершающая
Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
В вводной части занятия используются:
• упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия
• игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.
Часть 2. Основная (рабочая)
Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.
Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
В основной части используются:
• элементы сказкотерапии, импровизации;
• игры на развитие навыков общения;
• игры на развитие эмоционального мира ребенка;
• игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения
• игры на развитие мелкой моторики
• рисование, лепка
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка : от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Их должно быть немного: 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.
Часть 3. Заключительная
Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от работы на занятии.
Используются:
• упражнения и игры на напряжение и расслабление
• ритуал прощания, выход из сказки
• рефлексия занятия
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:
• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)
• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему).
• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей)
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально-отзывчивым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.
Желаю вам творческих успехов!