Получи документы

Контрольная работа по истории

Лекомцева
Контрольная работа по истории

Контрольная работа по истории

№1. РАССМОТРИТЕ СХЕМУ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

1. Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Летописец Нестор называл древний речной путь, «из варяг в греки».

2. Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Это второй по значению торговый путь, названный великим волжским путем или путем из варяг в арабы. Великий волжский путь.

3. В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?

В столицу Византийской империи – Константинополь.

Публикация «Контрольная работа по истории» размещена в разделах

4. Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку

2) Одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.

3) Торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.

4) Между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком

5) Одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)

6) Князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.

№2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ФРАГМЕНТАМИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И ИХ КРАТКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ: К КАЖДОМУ ФРАГМЕНТУ, ОБОЗНАЧЕННОМУ БУКВОЙ, ПОДБЕРИТЕ ПО ДВЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ ЦИФРАМИ.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях,

а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем.

И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он сын РЮРИКА". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли».

Б) «Ольга с сыном своим собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска для схватки, СВЯТОСЛАВ бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был он ещё ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали

и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим

к городу Искоростеню, так как жители его убили её мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и крепко боролись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться после сдачи».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события происходили в X в.

2) Описываемые события произошли после крещения Руси.

3) Пропущенное в отрывке имя князя –– Рюрик.

4) Следствием описываемых событий стало объединение Киева и Новгорода под властью одного князя.

5) Причиной описываемых событий было убийство князя Игоря.

6) Упоминаемый в отрывке князь написал «Поучение детям».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А: 1,3;

Фрагмент Б: 4,6.

№3. В 988 Г. ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ КРЕСТИЛ РУСЬ. УКАЖИТЕ:

а) причину крещения, связанную с международным положением Руси;

б) последствие крещения, связанное с изменениями в области культуры;

в) последствие крещения для населения, которое сохранило приверженность язычеству.

Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

а) Причиной крещения Руси для международного положения стала необходимость союзнических отношений с Византией, которые князь Владимир укрепил династическим браком с византийской принцессой Анной.

б) Крещение оказало влияние и на культурную жизнь. Руси, на развитие техники, ремесел и т. д. из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства.

в) Крещение Руси привело к гонениям на язычников, Новгород был крещен «огнём и мечом», в результате насаждения новой религии в культуре Руси появилось двоеверие.

№4. ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ ЛЕТОПИСИ И НАПИШИТЕ ИМЯ КНЯЗЯ, КОТОРОЕ ПРОПУЩЕНО В ТЕКСТЕ.

«Великий Князь провел остаток жизни своей в тишине и в Христианском благочестии. Но сия усердная набожность не препятствовала ему думать о пользе государственной и в самых церковных делах. Греки, сообщив нам Веру и присылая главных духовных Пастырей, надеялись, может быть, чрез них присвоить себе и некоторую мирскую власть над Россиею: ЯРОСЛАВ не хотел того и еще в первый год своего Единодержавия, будучи в Новегороде, сам избрал в начальники для сей Епархии Луку Жидяту; а в 1051 году, собрав в Киеве Епископов, велел им поставить Митрополитом Илариона Россиянина, без всякого участия со стороны Константинопольского Патриарха… Иларион, муж ученый и добродетельный был Иереем в селе Берестове при церкви Святых Апостолов: Великий Князь узнал его достоинства, имея там загородный дворец и любя, подобно Владимиру, сие веселое место».

№5. КАК НАЗЫВАЛСЯ ПЕРИОД В ИСТОРИИ РОССИИ, О КОТОРОМ ИДЁТ РЕЧЬ В ДОКУМЕНТЕ? УКАЖИТЕ ЕГО ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ.

Феодальная раздробленность. XII-XV в. в.

№6. О КАКОМ КНЯЗЕ ИДЕТ РЕЧЬ В ДОКУМЕНТЕ? КОГДА И В РЕЗУЛЬТАТЕ КАКОГО СОБЫТИЯ ОН ЗАНЯЛ КИЕВСКИЙ ПРЕСТОЛ?

В источнике говорится о князе Андрее Боголюбском, который занимал престол во Владимирском княжестве с 1157 по 1174 год.

Он вступил на трон после смерти своего отца Юрия Долгорукого. При Андрее княжеская резиденция была перенесена в Боголюбово, а в 1169 году Киев был разорен. На киевский манер во Владимире были построены Золотые ворота.

Матерью Андрея была половецкая ханша, этим объясняется его восточная внешность.

№7. ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ ЛЕТОПИСИ. ИСПОЛЬЗУЯ ОТРЫВОК И ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ВЫБЕРИТЕ В ПРИВЕДЁННОМ СПИСКЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ЦИФРЫ, ПОД КОТОРЫМИ ОНИ УКАЗАНЫ.

1. Участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар.

2. Причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска.

3. Битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

4. После битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом.

5. Описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска.

6. Описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого.

№8. РАССМОТРИТЕ СХЕМУ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

1) Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1. ВЛАДИМИР

2) Какие события показаны на карте? ПОХОД ХАНА БАТЫЯ ПО ЗАВОЕВАНИЮ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

3) Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 4. РЯЗЯНЬ

№9. ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ «ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ». ИСПОЛЬЗУЯ ОТРЫВОК И ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ВЫБЕРИТЕ В ПРИВЕДЁННОМ СПИСКЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ЦИФРЫ, ПОД КОТОРЫМИ ОНИ УКАЗАНЫ.

1. Вторжение на Русь войск Батыя началось зимой 1237 г.

2. Вскоре после гибели Рязани удару войск Батыя подверглись города Владимиро-Суздальского княжества.

3. После разгрома Рязани на войско монголо-татар было совершено нападение дружины рязанского боярина Евпатия Коловрата.

4. Двигаясь через Черниговское княжество, отряд монголо-татар с ходу захватил и разграбил Козельск.

5. Автор повести не противопоставляет возвышенный христианский дух рязанского князя «плотским» помыслам завоевателя-язычника.

6. Защитники Новгорода сумели выдержать штурм города войска Батыя.

№10. ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА. ИСПОЛЬЗУЯ ОТРЫВОК И ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ВЫБЕРИТЕ В ПРИВЕДЁННОМ СПИСКЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ЦИФРЫ, ПОД КОТОРЫМИ ОНИ УКАЗАНЫ.

1. За победу в этом сражении князь, командовавший русским войском, получил прозвище Невский.

2. Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.

3. Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.

4. Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в.

5. Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой.

6. Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.

№11. РАССМОТРИТЕ СХЕМУ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

Укажите полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой 1. Александр Ярославич (Невский)

Укажите дату, когда произошло событие, показанное на схеме. 15.07.1240

№12. РАССМОТРИТЕ СХЕМУ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой 1? Река Дон.

№13. ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ «ПОВЕСТИ О ШЕВКАЛЕ». ИСПОЛЬЗУЯ ОТРЫВОК И ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ВЫБЕРИТЕ В ПРИВЕДЁННОМ СПИСКЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ЦИФРЫ, ПОД КОТОРЫМИ ОНИ УКАЗАНЫ.

1. После подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы.

2. События, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.

3. Следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю.

4. В карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты.

5. Темник в войске ордынцев командовал отрядом в тысячу человек.

6. Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека

№14. НАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ ЭТОГО ДРЕВНЕРУССКОГО ПАМЯТНИКА:

Спасо-Яковлеский монастрь.

№15. ПРОЧТИТЕ ФРАГМЕНТЫ «РУССКОЙ ПРАВДЫ», ИЗЛОЖЕННЫЕ В СОВРЕМЕННОМ ПЕРЕВОДЕ: ИСПОЛЬЗУЯ ФРАГМЕНТЫ ДОКУМЕНТА И ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ, ВЫБЕРИТЕ В ПРИВЕДЁННОМ СПИСКЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЗАПИШИТЕ В ОТВЕТ ЦИФРЫ, ПОД КОТОРЫМИ ОНИ УКАЗАНЫ.

1. Гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета.

2. Изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.

3. Холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца.

4. Варяг — воин из народного ополчения.

5. Огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором.

6. Гридин — княжеский дружинник.

№16. КАКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ НАШЛО ОТРАЖЕНИЕ В ДОКУМЕНТЕ? КАК ИСТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ РОЛЬ ЭТОГО СОБЫТИЯ? НАЗОВИТЕ ВЕК, К КОТОРОМУ ОНО ОТНОСИТСЯ.

В источнике содержится информация о призывании на Русь варягов. Это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства. Оно относится к IX веку.

№17. ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ, РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «БАСКАКИ». ПРИВЕДИТЕ ОДИН ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, КОНКРЕТИЗИРУЮЩИЙ ДАННОЕ ПОНЯТИЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСТОРИИ РОССИИ. ПРИВЕДЁННЫЙ ФАКТ НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬСЯ В ДАННОМ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ.

1. Смысл понятия: представители монгольских ханов в завоёванных землях контролировали местные власти, собирали дань.

2. Факт:

— на Руси баскаки появились со времени установления власти Орды, после 1243 г. ;

— баскаки проводили на Руси числение — перепись населения;

— грабёж и насилие баскаков в отношении подвластного населения вызывали постоянные волнения, мятежи. После городских восстаний 1260 1270-х гг. вместо баскаков чаще всего дань стали собирать сами русские князья;

— попытка восстановить баскачество в 1327 г. закончилась восстанием в Твери, заставившим Орду отказаться от этой идеи.

№18. ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕ-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО КНЯЗЯ ИВАНА КАЛИТЫ:

«При Иване Калите были созданы благоприятные условия для форми-рования национальной государственности с центром в Москве».

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергаю-щих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Пояснение.

Подтверждение

а) Началось сосредоточение политической власти великого Владимирского князя в руках московских князей.

б) При Иване Калите сложились доверительные отношения между Москвой и Ордой, обеспечившие на значительный период времени благоприятные условия для укрепление политического авторитета Москвы на Руси.

в) За счёт приобретения права на сбор дани (ордынского выхода) в руках Московского князя были созданы благоприятные материальные условия для ускоренного экономического развития княжества.

г) При Иване Калите укрепилась практика присоединения к Москве территорий других княжеств и уделов.

д) При Иване Калите Москва превратилась в духовно-религиозный центр Руси.

Опровержения

а) Получение ярлыка на великое Владимирское княжение произошло посредством подавления народного восстания в Твери против поработите-лей и разорением её земель.

б) Укрепление власти Ивана Калиты сопровождалось использованием им монголо-татар для борьбы со своими политическими конкурентами из русских князей.

в) В период правления Калиты сложилась практика управления, основанная на лицемерии, вероломстве и угодничестве перед поработителями.

г) Использование Калитой церковных иерархов в мирских целях политической борьбы со своими конкурентами.

№19. РАБОТА С ХРОНОЛОГИЕЙ.

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.

№ п/п Событие Дата

1. Боярское правление 1538-1547

2. Введение заповедных лет 1580-х гг.

3. Введение урочных лет 1590-х гг.

4. Венчание Ивана IV на царство 1547

5. Взятие Астрахани 1556

6. Взятие Казани 1552

7. Деятельность Избранной рады 1550-е гг.

8. Избрание царем Бориса Годунова 1598

9. Ливонская война 1558-1583

10. Опричнина 1565-1572

11. Поход Ермака, разгром Сибирского ханства 1580-х гг.

12. Правление Елены Глинской 1533-1538

13. Правление Ивана IV Грозного 1533-1584

14. Принятие Судебника 1550

15. Созыв первого Земского собора 1549

16. Стоглавый собор 1551

17. Учреждение патриаршества 1589

18. Царствование Федора Ивановича 1584-1598

12 1 4 7 10 18 8

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Фоторепортаж «Фотографии — истории без слов»Фоторепортаж «Фотографии — истории без слов» Что такое фотография? История фотографии начинается примерно с 1826 года. Изначально снимки были не четкими, размытыми, и только со временем.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах» в 4 классе 1 четверть Ответь на вопросы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора___ 2. В каких жанрах работал И. -С.

Из воспоминаний об истории одного хлебаИз воспоминаний об истории одного хлеба Из воспоминаний об истории одного хлеба. Много о хлебе написано, рассказано. Мне нравится читать детям рассказ А. Пришвина «Лисичкин хлеб»,.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Контрольная работа по истории
Опубликовано: 16 июня 2024 в 10:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Контрольная работа по истории» (включая файлы) размещена пользователем Лекомцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД