Умаралиева Назирахан
Консультация «Знакомство с натюрмортом в младших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект - интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах - еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием.
Публикация «Консультация „Знакомство с натюрмортом в младших группах“» размещена в разделах
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача на этом этапе – вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным,желание любоваться картиной, внимательно ее рассматривать. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.
Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними оно часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды
Цветы, грибы. Изображенных предметов на картине должно быть немного, обычно их от одного до пяти,
причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно - реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это ягоды или овощи, хорошо дать возможность детям попробовать их, рассмотреть; цветы -понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры
типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно, использование художественно - развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты либо их изображения (игра на фланелеграфе)
Задачи с ознакомления детей среднего возраста(4-5 лет) с натюрмортом несколько усложняются.
Продолжаем вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбираем для них натюрморты разного вида. Формируем у детей представления о натюрморте как о особом жанре живописи, его видах – разных как по содержанию,так и по средствам художественной выразительности.
Продолжаем работать над обогащением словаря детей сенсорно- эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводим детей к необходимости целенаправленного восприятия произведения. Стараемся помочь им накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекаем имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира. Доступными средствами подводим детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учим внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображаемых предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей их средой. Обращаем внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение – радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т. д. Привлекаем внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного.
Возможны следующие этапы работы. Сначала мы знакомим детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией кА средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие ( формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно-развивающая игра, комплексное занятие или др., закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.
Помогут в ознакомлении детей с натюрмортом различные игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не
стало», «Составь букет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине». На занятиях можно использовать загадки и стихи по теме;
работаем с контурными упражнениями, они развивают зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Использую в работе нетрадиционное рисование, детям очень нравится изображать предметы, необычно применяя смешанные техники и методы рисования, экспериментируя с цветом. Это рисование пальчиками; рисование восковыми карандашами + акв. Краски; печать пробкой, печать резиновой матрицей; аппликация из салфетки для придания объема +гуашь.
Далее предлагаю познакомиться с играми и упражнениями, используемыми мною на занятиях.
Сенсорные игры
«Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь»
Цель: Закрепить знания детей о форме овощей,фруктов,поупражнять в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.
Материал: Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани.
Руководство: дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают предмет,рассказывают какой он формы, твердый, мягкий, какая поверхность -гладкая или шероховатая, в итоге необходимо назвать что это за овощ или фрукт. И так далее, пока все предметы не отгадали; затем можно предложить их нарисовать.
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху»
Цель: Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках : форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут.
Сенсорные игры на закрепление у детей знаний о
цвете
«Воздушные шары», «Подбери по цвету», «Живое домино», «Назови
цвет», «Радуга» и т. д.
Художественно - развивающие игры
«Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яблоки
на тарелку»
Материал: Либо подлинные предметы, либо плоскостное изображение.
«Составь букет» Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету по форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы.
«Собери фрукты в вазу» Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие. Детям предлагаем по - упражняться, поиграть.
«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»
или «Разбери картины по группам»
Цель: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.
Материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и в холодной гамме.
«Убери лишнюю»
Цель: Уточнить представление детей о натюрморте.
Материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта или два пейзажа.
Задание: Рассмотреть внимательно картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсудить.
«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: Развивать цветоведение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.
Материал: Репродукция одной картины (каждому). Гуашь, вода кисти, палитра.
Предлагаем детям рассмотреть репродукции картин, обратив внимание на использованные краски; затем с помощью палитры приготовить те цвета, которые использовал художник.
Упражнения для развития мелкой моторики с помощью
контурных рисунков по теме «Фрукты»
1. Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов.
2. Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. (Яблоко - круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное)
3. Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок.
4. Раскрась большое яблоко красным цветом, а маленькое - зеленым.
5. Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее - желтым, а нижнее - зеленым. На что похож рисунок?
6. Соедени точки, обведи и раскрась большое яблоко.
7. внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшиеся в листочках яблоко. раскрась его.
8. Заполни банку нарисованными фруктами.
9. Собери пазлы, отгадай, что это за фрукт и нарисуй его.