Сидоренко Карина
Консультация «Святые земли русской: князь Александр Невский и Сергий Радонежский.»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Святые земли русской: Князь Александр Невский и Сергий Радонежский.»
Цель: знакомство с Александром Невским и Сергием Радонежским, ставшими святые земли русской.
В нашей школе, как и, наверное, в других школах нашей страны, на уроке музыки нас знакомили с героями земли русской, которые в процессе своей жизни стали настоящими святыми. Про них сложены и музыкальные произведения, и изображены образы, прославляющие их подвиги и святость.
Темочки:
Действительно, у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится все ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а их деяния и служение народу были угодны Богу, еще более почитаемы на земле. Именно это в полной мере относится к Александру Невскому (1220—1263 г. г.) и Сергию Радонежскому (1314—1392г. г.) — святым земли Русской.
Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны нам гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако их имена на Руси произносят с особой гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.
Это реально существовавшие русские люди, которые впоследствии стали святыми, они представлены не только в разделе церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как еще говорят, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.
Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой.
Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:
Он чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего — Александра Македонского, и не просто читал — палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.
Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.
Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.
После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».
Прошло много лет…
Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.
Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.
С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» (мы прослушали это произведение на уроке)
Текст песни Сергей Прокофьев - Кантата "Александр Невский"
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за Русский край
Вставайте, люди вольные!
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать!
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.
Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.
Далее мы рассмотрели картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»
Невский изображен на них, как и в музыке мужественно и величаво.
Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.
Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.
Александр Невский был очень решительный человек. Мы с вами это услышим в музыке С. Прокофьева.
Сергий Радонежский.
Далее мы рассмотрели, как представлен образ святого - Сергия Радонежского
В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место.
Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество. Этот эпизод запечатлен в картине:
Видение отроку Варфоломею
161 х 214 холст, масло Третьяковская галерея, Зал 39
Всё в тающей дымке - холмы, перелески,
Здесь краски неярки и звуки нерезки,
Здесь медленны реки, туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора.
(Н. Рыленков) «Всё в тающей дымке»
Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391, основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности. Нестеров использует эпизод из жития Сергия. В отличие от братьев, Варфоломею трудно давалась грамота. Однажды в поисках пропавшего стада отрок забрел в лес, где встретил монаха-черноризца, молящегося под дубом. Узнав, что мальчик тщетно стремится овладеть грамотой, он через таинство причастия помог Варфоломею обрести дар премудрости. Складная иконка в руке старца, напоминающая храм, церковка вдали – символы будущих свершений святого. Хрупкая фигурка отрока созвучна тонким молодым деревцам, ломким былинкам, молодой сосенке, пробивающейся у его ног. Напротив, темная фигура старца таинственно появляется из-за древнего дуба. Его лик сокрыт, вокруг головы светящийся нимб. Словно созерцание задумчивого осеннего пейзажа вызвало в воображении художника это видение
Как мы можем описать картину:
На переднем плане картины изображен маленький мальчик, а рядом с ним старец. Вокруг головы старца есть нимб, из этого следует, что старец это видение мальчика. Старец одет в темные, длинные одежды, которые закрывают все его тело, капюшон закрыл его лицо, осталась заметна только его седая борода, которая свидетельствует о его старости, мудрости и знаниях. На плаще накидка с изображениями крестов. Старец держит в руках ларец, он наклонился к мальчику, чувствуя его божественную силу. Мальчик внимает словам старца и восхищается им. Он очень худой и изнеможенный, он одет в крестьянские одежды, его золотистые волосы сочетаются с золотом полей. По его лицу видно, что мальчик очень серьезный, мыслящий, он выглядит старше, чем есть на самом деле. Мальчик чист и свят, это подтверждает его белая рубаха, и прозрачный взгляд, на его лице отразился след печали.
На заднем плане прописана величественная природа Руси. Смотря на картину, мы погружаемся в ясный осенний день. Осень наступила только недавно, потому что только на некоторых деревьях повисли золотые монетки. Небо чистое, без облаков, глядя на него, утопаешь, как в безбрежном море. Мы видим березы, распустившие свои косы, с тонким изящным станом, напоминающие купола церквей. Сквозь траву можно разглядеть поздние цветы. Невдалеке виднеются огражденные участки земли чем-то засаженные. Видна часть изгиба реки, виднеются крыши домов и купола церквей.
Природа очень гармонична с изображениями людей, они дополняют друг друга. Сосенку, молодую и хрупкую, можно сравнить с мальчиком. Это сближает его с природой и показывает беззащитность и хрупкость. Кажется, мы находимся в тишине, даже не чувствуется дуновения ветерка. При написании художник не использует ярких оттенков, а только спокойные теплые выдержанные тона. Хотя мы и знаем, что в этой картине присутствует воображение художника, но все кажется настоящим и правдоподобным. Чувствуется священность картины, спокойствие, умиротворенность. Все изображенное очень просто, но поражает своей неповторимостью.
М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею»
изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.
Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.
Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.
фотография памятника культурного наследия России- автор Александр Гришин
Этот мужской монастырь — самый большой в России — удивителен тем, что наполнен не тишиной, а легким галдежем. Но он не раздражает, потому что это галдеж восхищения: туристы со всего мира искренне торопятся сделать панорамные фото монастыря, запечатлеть себя и на фоне Свято-Троицкого собора, где хранятся мощи Сергия Радонежского, и рядом со святым источником, который открыли еще в 17-м веке. Говорят, в тот день один из монахов тут же получил исцеление от слепоты.
Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый, а уж царица Елизавета Петровна — та вообще пешком шла несколько месяцев, таким важным представлялся ей этот поход.
Поговаривают, что умерший недавно духовник монастыря отец Кирилл, в миру Павлов, был «тем самым сержантом Павловым», который защищал знаменитый дом в Сталинграде. Однако почивший старец отец Кирилл все-таки был однофамильцем «того» сержанта. Хотя и сам действительно прошел Отечественную войну, и тоже) воевал в Сталинграде.
Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.
Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру.
Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе». (прослушиванием этих произведений мы окончили сегодняшнее знакомство)