Марина Кулибаба
Консультация «Социальное партнерство ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Социальное партнёрство ДОУ и семьи»
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.
Публикация «Консультация „Социальное партнерство ДОУ и семьи“» размещена в разделах
Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно—образовательные услуги дошкольного учреждения.
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (О. Д. Никольская)
Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.
Эмоциональное благополучие - результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:
• эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
• наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
• эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту).
Физическое благополучие — результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:
• закаливание ребенка в детском саду и семье;
• соблюдение режима дня в детском саду и семье;
• соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
• формирование культурно-гигиенических навыков;
• поддержание двигательной активности ребенка.
В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:
• морально-нравственная сфера старших дошкольников;
• основы безопасного поведения дома, на улице, природе.
Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е. П. Арнаутовой, и результаты анкетирования педагогов и родителей, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.
Со стороны педагогов:
• недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
• неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с ро-дителями как участниками педагогического процесса;
• низкий уровень педагогического общения с родителями;
• некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
• игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.
Со стороны родителей:
• непонимание важности периода — дошкольное детство;
• недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
• низкий социально-культурный уровень родителей;
• некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.
Со стороны руководства детского сада:
• отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
• отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.
Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:
• между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
• между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
• между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.
Понятие «педагогическое партнерство образовательной организации и семьи» включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.
Социальный аспект. Дошкольная образовательная организация - от-крытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.
Организационный аспект. Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе : ребенок—родители — воспитатели — специалисты.
Педагогический аспект. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.
Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:
• педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
• учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
• спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.
Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социально ориентированной инициативы.