Надежда Полянская
Консультация «С чего начинается познание?»
▼ Скачать + Заказать документы
«С чего начинается познание?»
Раннее детство- это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья малыша, развиваются познавательные процессы. Познание ребенком окружающего мира начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разностороннее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей должен быть интегрированным. В образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе и дидактическая ирга. Обследуя новый предмет, у ребёнка формируется представления о цвете, форме, величине, что позволяет развивать познавательную активность. «Что вижу и трогаю-то и познаю» - основной принцип работы с детьми. Ведь действуя с предметами ребёнок овладевает теми действиями и качествами, которые для этого необходимы, формируются сенсорные способности.
Публикация «Консультация „С чего начинается познание?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В младшем возрасте «территория познания» ограничена ближайшим непосредственным окружением. Поэтому дети лучше познают реальные предметы, события и явления окружающей действительности. Поэтому трудно переоценить значение первых предметных ирг малышей с матрёшками, пирамидками, шариками, кольцами и т. п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В таких практических действиях, как соединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно- действенный характер мышления. Дидактические игрушки способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Всё это даёт возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.
Дидактическая игрушка связана с выполнением игровых действий, имеющих логику - оказывает всестороннее воздействие на развитие малыша.
Развитие ребёнка происходит в образовательной деятельности, осуществляемая в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. Однако важные задачи всестороннего развития малыша решаются во время непосредственно- образовательной деятельности. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире, успешное интеллектуальное и личностное развитие. Основные задачи познавательного развития направлены на развитие: *сенсорной культуры;
* познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;
* формирование элементарных математических представлений;
*формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Представления о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе в дидактических играх. Дидактические игры направлены на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях; на освоение действий разного характера с предметами; на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.