Замятина Ольга
Консультация для родителей «Если ребенок кусается»
▼ Скачать + Заказать документы
Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.
1 Устанавливает границы в отношениях
Когда ребенок кусает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует укусом. Когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ кусает обидчика, чтобы показать, что он против.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок кусается“» размещена в разделах
Рекомендации:
Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите
дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым
способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они
знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка
положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать себя и другого.
Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы
с пояснением: «в нашем доме (группе) кусаться нельзя – это больно и обидно».
2 Хочет чувствовать, что он существует
Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует
со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает
обратную связь. Рекомендации:
Поиграйте с ребенком в игры, которые помогут ему почувствовать, что они
заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки. Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.
3 Конкурирует за внимание взрослого
Если ребенок кусает других детей только в детском саду, или только дома то
причиной может быть конкуренция за внимание взрослого. Возможно,
дошкольник чувствует, что к другим детям взрослый больше расположен. Тогда
он обнаруживает, что кусаться – это хороший повод быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.
Рекомендации:
Дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и кусаться для этого ему
необязательно. Важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.
4 Пытается сплотить семью
Когда ребенок кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не
осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители
отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают, что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.
Рекомендации:
Обратите внимание на то, что происходит в семье. Переживаете ли вы, что
семья может распасться? Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Если да, то постарайтесь выстроить открытый диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших отношений.
5 Переживает кризис в семье
Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменения в семье.
Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.
Рекомендации
Произошли ли в вашей семье какие-то изменения, где привычный образ
жизни изменился? Это может быть смерть близких, рождение новых детей,
переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события.
О самом главном:Не критикуйте ребенка, а отмечайте неполезный его поступок. Избегайте ярлыков «плохой», «непослушный», «агрессивный», «плакса». Это формирует низкую самооценку, что усиливает сложности во
взаимоотношениях. Ребенок может заболеть, начать злиться на другого, на
фоне которого становится для всех плохим.
Помогайте малышу воспринимать себя как хорошего. Обращайте
внимание на его поступки, которые помогают понимать, к чему ведут эти
действия в отношениях, а к чему другие. Пусть ребенок чувствует, что вы на
его стороне и помогаете стать успешнее, испытывать положительные
чувства.