Зюляева Марина Сергеевна
Консультация «Ребенок — левша»
▼ Скачать +Заказ
Как устроен мозг?
Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями
работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано
межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.
У каждого полушария головного мозга своя роль. Левое полушарие называют
рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным
мышлением, обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая
все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону
тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое
Публикация «Консультация „Ребенок — левша“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление,
восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию
одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции,
зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.
Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая
рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети
могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т. п. то одной рукой, то
другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не
настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда
доминантность установится, это произойдет естественным путем.
Леворукость и левшество
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются
однородной группой.
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного
мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким
образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с
уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и
ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).
При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей
руки, так как малышу предстоит освоить письмо.
Причины левшества
Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех
или иных качеств у ребенка.
• Генетическое левшество. Леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей
• Компенсаторное левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще – его
левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития
ребенка
• Вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с
травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или
друзьям.
• Псевдолеворукость. У детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще,
примерно равное использование обеих рук.
Когда можно заметить, что ребенок – левша?
Однозначного ответа на данный вопрос специалисты не дают, их мнения расходятся.
Ряд ученых утверждает, что леворукость можно заметить уже в два-три месяца.
Другие специалисты считают, что доминантность той или иной руки полностью сформирована лишь к четырем-пяти годам. В два-три года большинство детей
одинаково «управляются» как левой, так и правой рукой. Они в таком возрасте могут
держать ложку, карандаш то в правой, то в левой руке – все зависит от его настроения
и желания в конкретный момент. Если вы замечаете, что ваш малыш может работать и
одной, и другой рукой, то это означает, что в головном мозге еще не сформировалась
доминантность одного из полушарий. Но с уверенностью можно сказать, что в пять
лет родители уже должны четко знать, левша или правша их ребенок, потому что с
этого возраста начинается подготовка к школе, которая включает в себя развитие
мелкой моторики – пальчиков, и право - и леворукость играют в этом далеко не самую последнюю роль. Когда ваш ребенок придет в первый класс, и учитель не будет знать,
какая рука у ребенка ведущая, то это может привести к серьезным проблемам с письмом и вообще с обучением в целом.
Как определить, ребенок – левша или правша?
Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения
Право - или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и
так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия. Когда ваш ребенок
станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой
форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша.
• Игра в мяч. Мяч можно заменить мягкой игрушкой или другим легким предметом.
• Возьмите два шнурка средней толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша,
чтобы он их развязал.
• Возьмите несколько спичечных коробков, уберите из них спички и в каждый
коробок положите по разному предмету: монетку, бусинку, конфетку и другие.
Называйте малышу предмет, который он должен найти, открывая каждую коробочку.
• Возьмите небольшую бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой и
попросите малыша ее открыть. Крышка должна быть закручена лишь слегка, чтобы
малыш не прикладывал усилия при открывании.
• Постройте дом из брусков конструктора.
• Попросите малыша вам помочь вытереть со стола пыль влажной тряпочкой.
• Попросите малыша собрать разбросанные игрушки и другие вещи.
В то время, как ваш малыш выполняет эти задания, наблюдайте, какой рукой он
больше работает, то есть, какой собирает игрушки, открывает крышки, кидает мяч и
так далее. Но для того, чтобы точно определить доминирующую руку, выполнить один
раз эти задания недостаточно. Можно даже завести тетрадку, в которой вы будете
записывать результаты и наблюдения. Если в итоге окажется, что явно преобладает
левая рука, то есть правая рука практически не задействуется или задействуется как
вспомогательная, то ваш малыш – левша.
Особенности левшей.
Левши демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности
(жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению, а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Исследование эмоциональной сферы: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.
Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву,
выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев
(эмоциональная несдержанность, страх (боязливость, низкий фон настроения,
комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность,
чувственность, повышенный уровень тревожности.
По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей
среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние
цифры у правшей.
Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании
направления хода часовых стрелок, определении ;лево, право, иногда – выше, ниже.
В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в
любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно
это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку может начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии
адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его
наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что
отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия,
зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у
левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
• восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и
соответственно медленный темп;
• формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
• выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур
(круг - овал, квадрат – ромб - прямоугольник);
• копирования;
• неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разно- наклонные буквы);
• зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
• очень медленный темп письма.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей
маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю
и т. д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в
зеркальном отражении традиционным способом написанное слово, но встречаются и
зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то
рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного
восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок
не чувствует неправильности.
Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).
Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии
речи (устной и письменной, чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.
Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим
произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях
они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые
немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс
просто непредсказуем.
Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром
правшей. При этом ему все приходится пропускать через голову. А нейропсихологам
известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он
располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем
больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет,
тем больше вероятность обкрадывания базальных структур психики
(эмоциональных, соматических и прочих).
Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует
к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь
идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга.
Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу
ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах
изменить ведущее полушарие.
Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи
(согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша,
серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать
вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать).
Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли,
постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные
тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы,
т. е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления:
нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи, тики, заикание,
нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в
транспорте.
Особенности обучения левши
Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать
при их обучении и воспитании. Если вы уже точно знаете, что ваш малыш-левша, то
как можно раньше нужно начинать развивать левую руку. Например, в этом поможет
такое упражнение - пусть малыш положит ладонь на стол и по очереди отрывает от
поверхности стола каждый пальчик, но сама ладонь при этом должна быть
неподвижной. Так как у леворуких детей преобладает образное мышление, то это
нужно использовать при обучении. Например, обучая буквам, их можно с чем-то
сравнивать: букву «Ф» - с очками, «А» - с домиком и так далее. Ассоциации можно
подбирать и к цифрам. Необходимо знать, что левши часто пишут буквы зеркально.
Научить понимать, какая буква написана правильно, а какая зеркально, поможет
простое упражнение: напишите в ряд, например, букву «Б», но одну букву напишите
зеркально, пусть ребенок ее найдет. То же самое можно проделать со всеми буквами.
Обратите внимание, что при письме свет должен падать не слева, как у правшей, а
справа. Если ваш ребенок-левша пишет буквы вертикально или с наклоном влево, то
не стоит его за это ругать, просто ему так гораздо удобнее. Очень часто левши находят
оригинальные решения тех или иных вопросов, проблем, в связи, с чем часто не
следуют инструкциям педагога, а предпочитают делать по - своему собственному
алгоритму. Так, например, складывая числа на математике, педагог учит сначала
прибавлять единицы, потом десятки. Но многие левши так не делают. Если требуется
к 25 прибавить 14, то они могут к 25 сначала прибавить 15, а потом вычесть 1.
Иногда у левшей можно заметить небрежность и неаккуратность при рисовании,
лепке и других занятиях. Категорически не рекомендуется это пресекать, потому что
левши в своем большинстве – люди творческие, а, как известно, им свойственна некоторая небрежность.
Советы родителям ребенка-левши
1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и
помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.
2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и
не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его
головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и
эмоционального переживать за героев мультфильма.
3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его
небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он
был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так
далее.
4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для
лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.
5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения,
где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом
подчиняются жестким правилам.
6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это
необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями
для левшей.
7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите,
чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный,
старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не
бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.