Ольга Литовкина
Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»
▼ Скачать +Заказ
Автор: Добренькая Г. В., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области"
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка, в частности в ее познавательной сфере. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами.
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Алгоритмы выполнения логических приемов мышления“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной де-ятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе зани-мательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают дидактические игры, упражнения, словесные игры, ребусы, различные головоломки.
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов по работе с детьми на развитие логического мышления и обогащение словаря.
Оборудование: Игры на логическое мышление, алгоритмы выполнения логических приемов мышления (схемы).
Консультация - практикум проводится для педагогов детского сада.
Количество часов – 20 минут.
Форма проведения – 1. консультация; 2. практическое занятие
Конечный результат – использование педагогами практических рекомендаций воспитателя в работе с детьми.
Алгоритмы выполнения логических приёмов мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Словесно – логическое мышление – вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.
Словесно – логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, оно предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. В среднем дошкольном возрасте можно обнаружить способность использовать словесные рассуждения при решении ребёнком логических задач. Но наблюдается другое – к концу дошкольного возраста, т. е. к шести годам, многие дети не владеют логикой, не умеют логично рассуждать.
Развитие словесно – логического мышления у детей проходит в два этапа.
1 этап - ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач.
2 этап – дети познают систему понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений
Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, сериация.
Анализ – это логический прием, состоящий из мысленного расчленения предмета на отдельные части или выделение признаков предмета.
Синтез – это обратный логический прием, мысленное соединение в единое целое частей, признаков предмета, полученных в процессе анализа
.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИЗА :
1. Характеристика предметов в целом (кто это, для чего сделано, где используется);
2. Выделение частей предметов и их признаков.
3. Выделение деталей в каждой части и признаков деталей:
а) цвет, форма, размер, материал, назначение, количество, пространственное расположение.
б) зрительный синтез
(покажи, из каких частей можно сделать домик)
4. Анализ предмета по представлению (например, расскажи о корове (без картинки, загадывание и разгадывание загадок.
4. Умственный анализ и синтез – анализ и синтез понятий (без наглядности, например: расскажи о квадрате (анализ).
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ :
1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы;
2. Разложи предметы на группы
3. Дай название каждой группе (например, деревья – хвойные и лиственные)
Осуществление приемов классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ.
1. Выбрать конкретный объект.
2. Относи объект к заданному взрослым классу (например, тарелку - к классу «посуды»)
3. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (например, черешня, вишня – группа «черешни»).
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СРАВНЕНИЯ :
1. Назови признак, по которому сравниваешь предметы;
2. Назови или покажи, как этот признак проявляется в этом предмете.
3. Сделай вывод: одинаковы или различны предметы по данному признаку.
4. При сравнении по величине уточним, какой предмет больше по данному признаку, какой меньше и т. д.
Систематизация – умение располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в сериации и классификации объектов.
Сериация - это упорядочивание объективно степени интенсивности одного или нескольких признаков
.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ :
1. Найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.
2. Проанализировать каждый объект, включенный в ряд,
3. Найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего
4. Упорядочивать объекты ряда.
.
Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой ребенок эмоционально и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В играх развивается мышление, расширяется опыт ребенка, обогащается словарь.
ИГРА «УЮТНЫЙ ДОМИК» (сравнение)
Цель: Развивать речь, внимание, воображение, логическое мышление, умение самостоятельно рассуждать сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и в обще, устанавливать закономерность.
Ход игры. Дети должны прицепить вагончики к паровозу, объединяя их по признаку.
Посуда – чашка, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник.
Одежда – юбка, платья, рубашка, брюки, куртка.
Обувь - кроссовки, туфли, сапоги, тапочки, ботинки
Мебель – кровать, диван, стул, стол, шкаф.
Игрушки – кубик, кукла, юла. Машина, мяч.
ИГРА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (сравнение)
Ход игры :Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить, и т. д.
ИГРА «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?» (сравнение)
Цель игры: развивать умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Ход игры: Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.
Тетрадь и книга,
Клюшка и ракетка,
Рыбы и птицы,
Море и океан,
Человек и обезьяна.
Например:
• Платье и кроссовки,
• Роза и тюльпан,
• Заяц и волк,
• Сосна и каштан,
• Холодильник и пылесос,
• Самолет и птица… Кукла и девочка…
• Река и озеро… Солнце и луна…
• Туча и облако… Книга и альбом…
• Трамвай и метро… Зонт и крыша…
• Компьютер и телевизор… Велосипед и автобус…
• Кастрюля и сковородка… Коляска и санки…
• Столб и дерево… Нож и ножницы…
• Ваза и банка… Платье и сарафан…
• Шкаф и тумбочка… Топор и молоток…
• Гвоздь и шуруп… Вилка и грабли…
• Дом и теплица… Будка и клетка…
• Половник и ложка… Наволочка и пододеяльник…
Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.
Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного нового признака, пропускает ход
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (обобщение)
Цель: учить детей обобщать предметы.
Ход игры: Игра словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп слов, не требуется:
• молоток, пила, рубанок — ". (столярные инструменты);
• суп, каша, котлета —. (еда);
• компот, сок, чай —. (напитки);
• рояль, скрипка, волынка —. (музыкальные инструменты);
• орел, коршун, сокол —. (хищные птицы);
• сосна, кедр, ель —. (деревья хвойные);
• коньки, лыжи, ракетка —. (спортивный инвентарь);
• тюлень, морской котик, морж —. (морские животные);
• акула, меч-рыба, ставрида —. (морские рыбы);
• кастрюля, половник, сковорода —. (металлическая посуда);
• Украина, Германия, Россия —. (страны,
• запад, восток, север —. (стороны света);
• Муравейник – нора – логово – берлога …
• Глина – шерсть – дерево – пластмасса …
• Дирижер – шофер – воспитатель – портниха …
• Серьги – браслет – цепочка – кулон …
• Волейбол – баскетбол – футбол – водное поло …
• Клюв – перья – крылья – коготки …
• Есть – спать – учиться – гулять …
ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!» (классификация)
Цель игры: учить детей классифицировать предметы, схожие каким-либо признаком.
Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).
Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т. д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей – транспорт.
ИГРА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» (систематизация)
Цель игры: развить умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация).
Ход игры: На рисунке имеется несколько картинок, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т. д. Правильная последовательность картинок: 2-4-1-3. После того как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.