Анастасия Конева
Консультация «Наш дом-Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий реализации ФГОС является предметно- пространственная среда ДОУ. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Во ФГОСе указаны требования Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательнонасыщенной 2. трансформируемой 3. полифункциональной 4. вариативной 5. доступной 6. безопасной Насыщенность среды Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы Включает оснащение: Средства обучения (в т. ч. технические) -Соответствующие материалы (в т. ч. расходные) Оборудование и инвентарь игровой Спортивный оздоровительный Образовательное пространство обеспечивает: Активность (для всех категорий воспитанников) : игровую познавательную
Публикация «Консультация „Наш дом-Южный Урал“» размещена в разделах
творческую исследовательскую (+ экспериментирование с доступными двигательную (в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в материалами, в т. ч. с песком и водой) подвижных играх и соревнованиях) Эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением возможность самовыражения Дляя детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами Трансформируемость среды Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей Полифункциональность среды Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов,те Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.) Наличие полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т. ч. в качестве предметов заместителей в детской игре) Вариативность среды 1. Наличие различных пространств для игры для конструирования для уединения и пр. 2. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
3. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей Доступность среды 1. Доступность всех помещений,где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников (в том числе детейс ОВЗ и детейинвалидов) 2. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов) 3. Исправность и сохранность материалов и оборудования Безопасность среды Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования Урал» Программа «Наш дом-южный Цель программы – способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Задачи Вторая младшая группа (четвертый год жизни) : 1. Приобщать детей к народному искусству, стимулируя интерес к его художественным образам. 2. Создавать условия для накопления и активизации эмоционально эстетических переживаний. 3. Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем (избой, обращая внимание на некоторые их художественные особенности (форма, цвет, ритм). 4. Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, лепка).
Основанием эффективной работы, связанной с приобщением детей второй младшей группы к народному искусству, будет постепенность и моменты непринужденного, естественного знакомства с ним. В своих играх дети любят отражать семейный быт. Создавая условия для самостоятельных игр малышей, можно вносить в интерьер кукольного дома красивые вещи: вышитые салфетки, полотенца для кукол, наволочки и покрывала для их постели, яркие лоскутные коврики и пр. Для кукол-младенцев оформить колыбельку, заниматься с которой малышам нравится. Кроме современного кукольного гардероба, в группе необходимо иметь и наборы народной (русской, башкирской) одежды. В совместной деятельности педагог приглашает детей помочь ему нарядить кукол в такие красивые вещи, рассмотреть русский сарафан, кофту, мужские рубашку, брюки, картуз, пояс. Обратить внимание на украшения. Такую же работу можно провести и в отношении башкирского костюма. Основными объектами внимания могут быть печь, колыбель (люлька, полочки с посудой, стол с самоваром, полотенца, одежда и само жилище — изба. Желательно связывать это с использованием народных сказок, потешек, пением песенок, их инсценированием, народными играми. Например, во время пения песенки «Серенькая кошечка» постараться проиллюстрировать ее содержание с помошью игрушки — кошки, рассмотреть окошко, как оно украшено. Читая сказку «Курочка Ряба», приготовить гнездо под (рядом с) печкой, рассмотреть его, а затем и саму печь.. Средняя группа (пятый год жизни) : 1. Знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к его художественным образам. 2. Создавать условия для обогащения, пополнения и активизации эмоционально-эстетических переживаний детей, действенного их приобщения к народному искусству. Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным жилищем (избой, одеждой (русского и башкирского народа, подводить к пониманию выразительной функции отдельных художественных средств (форма, цвет, ритм, чередование, симметрия). 3. Стимулировать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов искусства в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации.
4. Развивать умение рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, используя образные слова. 5. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, украшающим жизнь людей. В средней группе дошкольного образовательного учреждения продолжается работа по знакомству с теми же предметами народного искусства, Прежде всего нужно продолжать знакомство с народным жилищем. Внимание обращаем на варианты знакомых построек, основной темой которых остаются разные архитектурные сооружения, и прежде всего дома. Детей этого возраста можно специально знакомить с основными элементами экстерьера дома: крыша, стены, окна, ставни, двери, крыльцо. Уточняется их назначение, обращается внимание на особенности украшения. Эффективно при этом использовать объемные макеты вариантов русской избы, кошкиного дома, избушки зверей выполненные из гофрированного картона. Уровень восприятия становится более высоким, если использовать прием сравнения. Предложить ребенку рассказать, чем отличаются конкретные две-три сказочные избушки и что в них общего. Особо при этом выделить необычные элементы украшения: конек, причелину, полотенце, ставенки. Названия отдельных из них (причелина, полотенце) детям можно не давать, лишь обращается внимание на то, как красиво они украшены и каким красивым становится при этом дом. В разговоре с детьми следует подчеркнуть особую умелость хозяев этих сказочных домов, их стремление украсить свое жилище. Так же знакомим с предметами: самовар — чайник; лапти — туфли, тапочки и т. п. Внимание детей к предметам народного быта усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах, салфетках, подзорах, украшающих убранство кровати, и т. п.. Знакомя детей с особенностями национальной одежды, не нужно особо акцентировать внимание на определенных отличиях, например, русской и башкирской одежды. Основное внимание необходимо уделять красоте, необычности цветового решения, отдельным деталям, украшающим ее. При этом выделить красивое чередование цветных полос лент по подолу юбки, фартука, особенности украшения воротника, рукавов и т. д. Желательно в групповых комнатах иметь такую одежду, выполненную в детском варианте, которую ребенок может примерить на себя, побыть в ней в игровой деятельности, на досуговых мероприятиях Старший дошкольный возраст (шестой год жизни) :
1. Продолжать приобщать детей к народному искусству: — познакомить их с национальным жилищем башкир (юртой); — расширить представления об особенностях русской избы, отдельных элементах ее экстерьера (конек, причелина, наличники, ставни). 2. Формировать представления детей о назначении, основных художественных особенностях народного искусства (жизнерадостность, декоративность, яркость, его связи с природой, семантике мотивов (солярные знаки, единстве художественной и утилитарной функций. 3. Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора вариации-импровизации; выражать собственное эмоциональн-оценностное отношение к действительности, искусству. 4. Продолжать развивать и обогащать эмоциональнообразную речь, умение рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему. 5. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, быта. Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни) : На шестом году жизни продолжается знакомство детей с народным жилищем, с особенностями расположения композиционно значимых отдельных объектов, предметов. Так, можно обратить их внимание, что печь, полочки с посудой, лавки с ведрами, стол с самоваром и прочее находятся в одном углу избы Это место хозяйки дома. Подробно рассмотреть те предметы быта, посуду, которыми она пользуется в ходе домашней работы (сито, скалка, ухват, утюг и т. п., связав особенности их формы, художественного оформления с функциональным назначением. Подчеркнуть, что хозяйке хотелось иметь не просто посуду и другие предметы быта, а именно красивую посуду, красивые вещи, которые радовали ее и других членов семьи, создавая хорошее настроение за столом, в доме. Спросить детей, почему недалеко от печи подвешивали люльку или ставили колыбель с младенцем.. Продолжая расширять знания детей о русской избе, познакомить их с расположением в ней особого места — «красного угла». Объяснить словосочетание: «красный» — значит «красивый». Определить вместе с детьми его расположение: в противоположном от печи углу. Хозяева оформляли его особо: на полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами, ниже стоял стол, по сторонам которого располагались широкие, удобные лавки, прикрепленные к стенам избы. На лавках сидели за столом, а к ночи на них готовили постель для сна гостям или самим хозяевам. Подвести детей к основному выводу о значении «красного угла» в избе. Это самое важное, почетное место, оно предназначается для хозяина, старших членов семьи или гостей в знак внимания и уважения к ним.