Зинаида Кулененок
Консультация «Организация народных игр в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Организация народных игр в семье»
С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Это, прежде всего, нравственная позиция родителей, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. От того как сформированы названные категории в современных семьях зависит, что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед культом вещей и денег или внутреннюю духовную культуру. К сожалению, сегодня не всем понятно, что в ребенке самым важным является воспитание чувств, умения не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то хорошее, доброе дело. Нельзя не согласиться со словами великого педагога В. Сухомлинского: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье». Семья для ребенка становится первым социальным миром, и понятно, что начало будущего человека закладывается именно здесь. Наиболее близким, дорогим существом для ребенка является мать. Мать это не только тепло, уют, внимание. Это мир любви, добра ласки, это мир первых жизненных уроков. Материнской школой назвал Ян Амос Коменский ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок в кругу семьи, в первое семилетие жизни, из рук и уст матери. Но мне кажется, что этим понятием можно обозначить целую человеческую жизнь, непрерывный курс обучения, который преподают всегда верящие в нас неустанные наставники – материнское сердце, разум, слово. Их уроки не имеют расписания, перемен, выходных и каникул. И никакая программа, никакие стандарты самого нового поколения не охватят, не опишут всего, чему учит нас материнская школа. Первыми уроками, полученными из рук и уст матери, несомненно, становятся уроки любви, добра, сострадания, понимания и ответственности. Трудно уложить материнские действия в педагогические средства, методы и формы детей, как вырастить их достойными людьми. Но не следует забывать слова Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». В этом хорошим помощником родителям могут стать народные игры. Роль игры в детском возрасте трудно переоценить. Это естественное состояние ребенка. Многие игры незаслуженно забыты, хотя имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, поэтому ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, формируют добрые отношения между родителями и детьми. Играть родители с детьми могут дома, на прогулке, во время поездки. И не важно, сколько в вашей семье детей, важно, что вы вместе, что заняты очень важным делом - вы играете, а значит, воспитываете, формируете личность своего ребенка. Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости. К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты. Предпочитают играть в спортивные игры, такие как пионербол, баскетбол, футбол, так как других игр просто не знают. Особой популярностью у ребят пользуются компьютерные игры, которые, по-моему, приносят вреда больше чем пользы. Но, несмотря на это дети желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Игры :«верты», «мостик» ,»Чет или нечет» и другие. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, а так же позволяют взрослым общаться с детьми на равных.. Таким образом, совместные игры родителей и детей воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе. Я думаю, что все перечисленные здесь игры незаслуженно забыты, так как они веселые, интересные. Развивают ловкость, быстроту, сноровку. Представлена лишь часть игр популярных в середине и конце прошлого века. Это подвижные игры, игры в воде, зимние игры, ролевые игры. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить, что в наш регион в 50-60 годы съезжались люди со всей нашей необъятной страны. Поэтому время и люди вносили изменения в сюжеты и правила. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность. Лучшими распространителями и пропагандистами игр являются – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!