Елена Костенко
Консультация о фольклоре
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-Рациональный режим
-Правильное питание
-Соблюдение правил личной гигиены
Темочки:
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
-Занятия физкультурой, прогулки
-Закаливание организма
-Создание условий для полноценного сна
Использование в работе с детьми элементов устного народного творчества создает уникальные условия для воспитания у ребенка полезных для здоровья навыков, закрепляет их, чтобы они стали привычками.
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает – народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества – фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
Совершенствовать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни можно через использование следующих малых фольклорных форм :
1. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Под потешки дети с удовольствием умываются, одеваются, обедают, занимаются различными делами. При этом у ребенка развивается память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно ловкость и координация.
2. Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
3. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
4. Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
5. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
6. Скороговорки и чистоговорки, которые обучают детей правильной и чистой речи.
Задачи, которые мы решаем при использовании малых фольклорных жанров :
1. Воспитываем культурно-гигиенические навыки у младших школьников.
2. Формируем положительное отношение к режимным моментам (одеванию, пробуждению, приему пищи) через фольклор
3. Повышаем интерес к здоровому образу жизни через малые жанры фольклора
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Жизнь малышей становится ярче, интереснее.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить, развеселить, просто поговорить. Такое процессы, как одевание, прием пищи, умывание, пробуждение ото сна требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом нам и помогает детский фольклор.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в детском саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по маме, не умеет общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью расказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, побуждает познавательную активность, вызывает радость.
Чтение фольклорных произведений требуют особого мастерства. Потешки, песенки произносятся просто, весело, ласково, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, сопровождая слова движением.
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку, сама прогулка, возвращение, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого. Поэтому фольклорные произведения можно использовать в течение всего дня, включая их в различные режимные моменты
Поскольку самым важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, то при встрече улыбаемся, обнимаем, и при этом приговариваем
Доброе утро, зайка мой
Доброе утро, Мишенька дорогой
Я Мишеньку люблю, ему песенку спою
Такие добрые слова говорим каждому ребенку.
Утреннюю зарядку начинаем со слов:
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Дружные ребятки
Вышли на зарядку!
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два, три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
В период адаптации не всем детям нравится процедура раздевания, умывания, усаживания на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используем потешки, песенки
Водичка, водичка умой мое личико,
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
***
***
Чистая водичка моет Вове личико,
Танечке – ладошки,
А пальчики – Антошке!
***
Когда дети мылят руки, сопровождаем действие потешками
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся
Маме улыбаемся!
Щечки мыли? Да!
Глазки мыли? Да!
Ручки мыли? Да!
И теперь мы чистые –
Зайчики пушистые!
«Вытиралочка»
Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки, прячьте носик.
Где ребятки? Не видать!
Будем, будем полотенцем
Наши щёчки вытирать!
И с ладошек маленьких
Вытрем капли-капельки.
Вот и кончилась игра
Вы сухие, детки? - Да!
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо,
Мама будет очень рада!
А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся…
Дочка, маму слушайся!
***
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа!
Культура питания – очень важный момент в жизни каждого ребенка. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным:
Раскапризничался Саша,
Саша есть не хочет кашу!
Саша, с кашей не шути!
Как же будешь ты расти?
Ведь от каши, мальчик милый
Ты получишь много силы!
Каша из гречки,
Где варилась? В печке.
Варилась и прела,
Чтоб Арина съела.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко
Вот – тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
У нас много ребят, все по стульчикам сидят
Кашу маслену едят.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем все «Спасибо»
Не все дети любят молоко и молочные продукты, вот и приходиться их убеждать, как это вкусно и полезно, и нужно обязательно попить, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молоко не пьет».
Люли, люли, люли
Прилетели гули
Коровку подоили
Молочком всех напоили.
При одевании на прогулку проговариваем:
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять…
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться.
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот – с правой ножки,
Если дождик пройдет,
Не намокнут ножки!
Укладывая детей спать в тихий час, нужно постараться создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, погладить по головке, по спинке, по ручке, дать этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи успокаивает малышей, снимает напряжение. В старину колыбельные песни в народе называют байками. Старинное значение этого слова – шептать, заговаривать
Тишина у пруда,
Не качается вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши!
Люли, люли, люли
Прилетели гули
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша крепко спать!
Спи, Машенька, почивай,
Крепко глазки закрывай.
А вы котики не спите,
Нашу Машу стерегите!
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Также есть потешки для подъема детей после сна. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Вот проснулся петушок, встала курочка
Подымайся, мой дружок,
Встань мой Юрочка!
Просыпайся, лежебока.
В небе солнышко высоко
Наше Солнышко встает,
На зарядку всех зовет.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
При одевании проговариваем:
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Прогулки на свежем воздухе делают детей закаленными и здоровыми.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Малыши с удовольствием играют в игры: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» «Горелки» «Колечко-колечко» «Прятки» «Салки» «Кошки-мышки» «Гори- гори ясно» «Лохматый пес» «Идет коза рогатая» «Лиса и зайцы» «Растяпа» И т. д.
Заключение Таким образом, использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего поможет решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей, развить их фантазию. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста поможет им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены в младшем возрасте и совершенствовать эти умения на протяжении всего пребывания в детском саду.