Папки-передвижки

Консультация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника»

Юлия Мягких
Консультация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «д / с 96 «Светлячок», «Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 96 «Светлячок», г. Прокопьевск, Кемеровская область.

Воспитатель: Мягких Ю. В.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Публикация «Консультация „Влияние природы на нравственное развитие дошкольника“» размещена в разделах

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной сфере. Это достигается путём формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

К сожалению, возможности дошкольного образования в решении этих задач ещё недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто педагоги дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с окружающим миром больше внимания обращают на их умственное развитие. Но накопление знаний об окружающем мире не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда водил его отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение детей в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и т. д.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требование детского сада и семьи.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с окружающим миром важным средством всестороннего развития. Вместе с тем не многие отдают себе отчёта о том, какие при этом можно решать задачи, «Знакомство с природой происходит само собой», «Об этом не задумывались» - таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется и в том, что родители «идут за ребёнком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребёнка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней. Поэтому всё общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту окружающего мира. При этом существует и другая опасность: приучить формально, общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор ягод, цветов, грибов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. д.).

У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю с собакой играть», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать», тем не менее, ему доступны добрые поступки и бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм для попугая», «Покорми собаку», «Смени воду кошечке» и т. п.

Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать», а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствуют формированию действенной любви к природе.

Литература

1. Дмитриев Ю. Д. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] : О природе для больших и маленьких / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Просвещение, 2015. – 178с.

2. Гасанкадиева У. Ш. Психология и педагогика [Текст] : Методика и проблемы практического применения / У. Ш. Гасанкадиева. - Казань: Бук, 2015. – 69с.

3. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир [Текст] / О. Б. Дыбина. - М. : РШБА, 2009. – 137с.

4. Маркова, Т. А. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] : Воспитателю о работе с семьёй / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 2014. – 192с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 08:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мягких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД