Юлия Мягких
Консультация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «д / с 96 «Светлячок», «Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 96 «Светлячок», г. Прокопьевск, Кемеровская область.
Воспитатель: Мягких Ю. В.
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
Публикация «Консультация „Влияние природы на нравственное развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной сфере. Это достигается путём формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).
К сожалению, возможности дошкольного образования в решении этих задач ещё недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.
Часто педагоги дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с окружающим миром больше внимания обращают на их умственное развитие. Но накопление знаний об окружающем мире не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда водил его отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение детей в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и т. д.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требование детского сада и семьи.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с окружающим миром важным средством всестороннего развития. Вместе с тем не многие отдают себе отчёта о том, какие при этом можно решать задачи, «Знакомство с природой происходит само собой», «Об этом не задумывались» - таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется и в том, что родители «идут за ребёнком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребёнка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней. Поэтому всё общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту окружающего мира. При этом существует и другая опасность: приучить формально, общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор ягод, цветов, грибов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. д.).
У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю с собакой играть», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать», тем не менее, ему доступны добрые поступки и бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм для попугая», «Покорми собаку», «Смени воду кошечке» и т. п.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать», а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствуют формированию действенной любви к природе.
Литература
1. Дмитриев Ю. Д. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] : О природе для больших и маленьких / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Просвещение, 2015. – 178с.
2. Гасанкадиева У. Ш. Психология и педагогика [Текст] : Методика и проблемы практического применения / У. Ш. Гасанкадиева. - Казань: Бук, 2015. – 69с.
3. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир [Текст] / О. Б. Дыбина. - М. : РШБА, 2009. – 137с.
4. Маркова, Т. А. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] : Воспитателю о работе с семьёй / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 2014. – 192с.