Галина Прохорцева
Консультация «Преемственность специалистов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБСКОУ (VII – VIII вида) «Детский сад № 18»
Тема: «Преемственность
специалистов в ДОУ»
Учитель – дефектолог
Прохорцева Г. В.
Воспитательно – коррекционно – развивающая работа в специальном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на специально организованных занятиях.
Публикация «Консультация „Преемственность специалистов в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Эффективность системы коррекционно – педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно – психической нагрузке, которая равномерно распределяется в течении дня. Поэтому необходима взаимосвязь и преемственность в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Каждая структурная единица имеет свои цели, задачи и методы.
Педагоги нашего учреждения работают в тесном контакте, стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Ведущим специалистом, осуществляющим коррекционную работу, является учитель – дефектолог. Учитель – дефектолог изучает микросоциальные условия, сведения о которых фиксирует в карте обследования ребенка. Основная функция учителя – дефектолога – произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоциональной сферы, ведущей деятельности возраста. А так же проводит обследования по разделам программы.
Воспитатель исследует конструктивную, изобразительную и игровую деятельность.
Общая цель обследования состоит в выявлении причин и механизмов нарушений в степени их выраженности.
Определяется структура дефекта и выстраивается прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе тщательного качественного и количественного анализа результатов обследования выбираются методы и содержание коррекционной работы.
Объектом исследования педагога – психолога является личностные особенности детей. Среди воспитанников специальных групп значительный процент составляют дети с невротическими и неврозоподобными расстройствами, нарушениями поведения, аутическими проявлениями, многих характеризуют черты эмоциональной незрелости.
Также педагог – психолог изучает игровую деятельность совместно с воспитателями и учителем – дефектологом группы.
На основе результатов обследования педагог –психолог определяет задачи работ с детьми, формирует группы для занятий.
Музыкальный руководитель на музыкально – ритмических занятиях формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, содействует коррекции внимания детей, совершенствует двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы. Совместно с учителем – дефектологом проводятся тематические коррекционно – ритмические занятия. Например, такие как «Осень», «Овощи и фрукты», «Лесные звери в осеннем лесу».
Режим дня и сетка занятий учителя – дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных типологических и индивидуальных особенностей детей группы, а также решаемых задач коррекционно- развивающего обучения.
Дети с ЗПР не могут овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях. Поэтому группа делиться на две подгруппы с учетом уровня психического развития детей и сформированности их запаса знаний. Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся резким снижением работоспособности на начальном этапе обучения не включали в подгруппы, а проводили с ними индивидуальную работу.
Учитель – дефектолог проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, обучения грамоте и формированию элементарных математических представлений.
Учитель – дефектолог и воспитатель проводят занятия параллельно, занимаясь каждый день с подгруппами. Продолжительность занятий зависит от возраста детей.
Далее, после подгрупповых занятий учитель – дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми, с каждым ребенком занимается не менее трех раз в неделю.
Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу по занятиям учителя – дефектолога: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы. В вечерний отрезок времени с другими детьми проводятся музыкальные либо физкультурные занятия, либо занятия по коррекционной ритмики.
Для обеспечения единства в работе учителя – дефектолога и воспитателя уделяется большое внимание:
1. Совместному изучению детей, индивидуальному обследованию и наблюдению за ними в процессе занятий, проведении режимных моментов на прогулке, во время свободной деятельности детей.
2. Совместному изучению содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении. Совместному составлению плана работы.
Учитель – дефектолог знает содержание не только тех разделов программы, по которым непосредственно проводит занятия, но и тех которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатель знает содержание тех видов работы, которые проводит учитель – дефектолог.
Учитель – дефектолог и воспитатель совместно оставляют перспективный план работы по всем видам занятий, квартальный план, планы по тематическим циклам, а также по воспитательной работе с детьми. При этом воспитатель свои занятия проводит таким образом, чтобы они не являлись «репетиторством» : не заучивает с детьми материал занятий учителя – дефектолога.
3. Совместному проведению подготовки ко всем детским праздникам и развлечениям и участию в их проведении.
Детские утренники, праздничные и тематические, являются итогом всей коррекционно – воспитательной работы с детьми за данный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой работает весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Преемственность в работе обеспечивается коллективным диагностическим наблюдением за детьми специалистами : учителем – дефектологом, педагогом – психологом, психиатром, воспитателями, входящими в состав консилиума.
В обязанности консилиума входит изучение состояния ребенка (медицинское, выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально – личностной сферы (психологическое изучение, изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и т. д. (педагогическое изучение).
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков достижения, выработка адекватного его состоянию подхода со стороны всех взрослых, выделению различных сторон, на которые мы опираемся в коррекционной работе, анализ хода развития и результата педагогической работы.
Коррекционно- развивающее направление – комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно – развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителем – дефектологом, педагогом – психологом, воспитателями дошкольного учреждения. Вся коррекционно – воспитательная работа осуществляется в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Таким образом, исходя из выше сказанного при проведении коррекционно – образовательных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии мы исходили из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, максимально стремимся к реализации прав на образование, направленное прежде всего на развитие личностных, умственных и физических способностей, а так же прав ребенка с особыми нуждами на сохранении их индивидуальности.