Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Музыка и художественное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 41 г. Лиды»
Консультация для воспитателей первой младшей группы
Тема:
«Музыка и художественное творчество»
Подготовил музыкальный руководитель : Чайковская Наталья Александровна
Публикация «Консультация „Музыка и художественное творчество“» размещена в разделах
Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр : голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова — белый; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — сумрачный, серо-синеватый.
Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть как у любого взрослого человека, так и у ребенка.
Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе и С. П. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, семантического родства этих видов искусства.
Организующим моментом при организации таких занятий должна являться игра. Это главное условие для формирования у воспитанников первой младшей группы умения выполнять задания с радостью и удовольствием. Занятия должны предполагать тесное и эмоциональное сотрудничество воспитателя и воспитанника. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:
1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».
Такие занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества : музыкальное движение, рисование, аппликация, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Можно использовать произведения с богатой музыкальной палитрой (произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского.).
На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают музыку,после чего рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания образное музыкальное произведение которое они слушали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку (песню, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка должна звучать и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. После занятия рекомендуется побеседовать с каждым ребенком о том, что он нарисовал, спросить, помогала ли ему в этом музыка. Значительным для детей и взрослых событием может стать выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали.
Таким образом, взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей, позволяет создать у детей целостное представление об искусстве. По мнению Д. Лихачева, взаимодействие музыки и художественного творчества является той культурной средой, которая создает почву для художественного развития воспитанника.
Помимо решения задач музыкального, художественно-эстетического развития ребенка, используя взаимодействие музыки и художественного творчества, решаются множество общих педагогических задач:развитие речи; развитие мышления;развитие памяти.