Явкина Надежда
Консультация «К здоровью через движение»
«Движение как таковое может по своему
действию заменить любое средство, но все лечебные
средства мира не могут заменить действия движения»
Ж. Тиссо
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка- это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожогова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здоровоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней и дефектов, но и полноценное физическое, психологическое и социальное благополучие.
Публикация «Консультация „К здоровью через движение“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
Согласно исследованиям специалистов 75% болезней заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. А к школе только 10% детей остаются абсолютно здоровыми. Среди отстающих в школе детей 85-90% отстают не из –за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
В чем же причины повышенной заболеваемости?
Ребёнок нашего времени, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливаем отрицательных эмоций без физиологической разрядки, перееданием и гиподинамией. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно - двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.
Исследования свидетельствует о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательной дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня ниже возрастной нормы.
Переедание и гиподинамия, по мнению ученых, ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребёнка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела.
Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализаций потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психологического благополучия.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы необходимые условия: в группах оборудованы спортивные уголки, есть прекрасный спортивный зал, на участке детского сада имеется спортивная площадка.
В целях оздоровительной и лечебно профилактической работы в детском саду есть физио процедурный кабинет, в котором функционирует аппарат УВЧ, тубусный кварц, ингалятор, лампа «Самеюкс», люстра Чижевского и т. д.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность : - маленьким детям они доставляют удовольствие, учат ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
- в среднем возрасте- развивают физические качества (прежде всего, выносливость, силу).
- в старших группах- формируют потребность в движении, развивают двигательные особенности, самостоятельность и т. д.
Поэтому стараемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме, занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; занятия- тренировки, соревнования, зачеты, ритмическая гимнастики т. д.
Один раз в неделю проводится физкультурное занятие на свежем воздухе. Проведение этих занятий обеспечивает реализацию одной из важных задач физического воспитания- совершенствования функциональных систем и закаливание организма ребёнка. Занятия на свежем воздухе проводятся с детьми уже м младшей группы в летний и весеннее- осенний периоды. Старшие группы занимаются на воздухе круглогодично.
Спортивные достижения детей позволяют сделать радостными, веселыми физкультурный досуг, спортивны1й час, праздники. В детском саду работают три кружка: пластический балет, ритмика, бальные танцы.
Несомненно, большую роль в поднятии настроения, физической формы дошкольников имеет утренняя гимнастика. После сна предусмотрены воздушные ванны. Проводятся они в различной форме, но особенно детям нравится выполнять точечный массаж, дыхательные упражнения, музыкально- ритмические комплексы.
Чтобы детям было интересно, увлекательно, предлагается нестандартное оборудование: универсальная дорожка, предназначенная для перешагивания, пролезания, перебрасывания мячей; ребристый коврик, который способствует профилактике плоскостопия; ложки с шариками и камешками, ходьба по которым корегирует свод стопы; навесные мешки нужны для метания в цель; тренажер «Перекати поле» укрепляет вестибулярный аппарат.