Зульфия Равхатовна Мельник
Консультация «Характер формируется с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Характер формируется с детства».
Мы часто произносим слово-характер и уже привыкли к нему. «Вот это характер»- говорим мы с восхищением. «Ну и характер», - произносим мы, когда мы негодуем. Хорошо это или плохо?
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером опреде-ление сочетания индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств проявляющихся отношений деятельности к какому-либо поручению (трудолюбие, добросо-вестность, настойчивость, усидчивость, в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства, к окружающим (забота, отзывчивость, доброта, чуткость).
Публикация «Консультация „Характер формируется с детства“» размещена в разделах
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одно-временно. Можно воспитывать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие.
Родители часто возражают: «Не всё можно воспитывать, характер пе-редается по наследству. В нашей семье двое детей – близнецы. Воспитыва-ем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что поделать: роди-лись с разными характерами». Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное.
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка: первое –сила нервной системы или работоспособность, одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие –быстро утомляются. Это можно замечать в игре, при выполнении ребенком пору-чения.
Второе свойство-равновесие или баланс процессов возбуждения и тор-можения у одних детей может преобладать процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя); у других - процесс воз-буждения (шумные, непоседливые дети). Третья особенность- подвижность (переключаемость первых процессов, один ребенок легко и быстро пере-ходит от одной игры к режимным моментам, проснувшись, сразу переклю-чается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то пере-живании, очень медленное включение в состоянии бодрствования и сна.
Четвертая особенность-динамичность нервных процессов, то есть спо-собность к возникновению первичных форм поведения и быстрота их изме-нения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не преопределен этими природными особенно-стями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов под-тверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному.
Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Дру-гой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько таких ситуаций и уже есть основа для формирования противоположных качеств (активности и пассивности) у детей близнецов.
Эти особенности наиболее ярко проявляются в данном возрасте. Вспомните, каков был ваш ребенок, изменился ли он к настоящему време-ни?
Особенности нервной системы могут затруднить и помочь воспитать определенные свойства характера. Так из очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем из ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.