Анна Жиленко
Консультация «Адаптация в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад г. Апшеронска № 38
Родительское собрание на тему:
Адаптация ребенка в детском саду.
Воспитатель: Жиленко А. Н.
Адаптация ребенка в детском саду.
Публикация «Консультация „Адаптация в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли? Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет : в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенны посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
Мы тревожимся о том, каким человеком вырастет наш ребенок; но забываем, что он уже человек!
Рекомендации родителям:
• Когда малыш начнет жаловаться и говорить, что ему что-то не нравится, обязательно поддержите его, утешьте, пожалейте, выразите свое понимание. Даже взрослым людям необходимо время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Постоянные разговоры «по душам» и уверения в том, что скоро все наладится, и у крохи появятся новые друзья, со временем вселят в ребенка уверенность и спокойствие.
• Хорошую помощь может оказать любимая игрушка, которая на первых порах будет единственным другом для крохи.
• По возможности забирайте ребенка уже через несколько часов хотя бы на протяжении первой недели.
• Самое важное для малыша – это быть уверенным в том, что мама его не бросила и обязательно за ним вернется. Ориентируйте ребенка по времени своего возвращения, опираясь на какие-то события. Например, можно сказать, что заберете его, как только он поест, поспит или погуляет.
• По дороге домой поинтересуйтесь, как прошел день. Что нового он узнал, с кем играл, что ел, что больше всего понравилось, а что нет. Ребенку очень важно мамино присутствие и активное участие в его жизни, поэтому не ленитесь запоминать имена друзей, название любимых игрушек и перечень занятий, которые были на протяжении всего дня.
• Очень важно обеспечить ребенку психологический комфорт и позаботиться о том, чтобы его нервная система не слишком возбуждалась. Для этого ограничьте приток новых впечатлений. В ближайшее время не ходите в гости, шумные места, цирк и т. д.
• Обеспечьте ребенку спокойную обстановку, придерживайтесь режима детского сада и дома.