Екатерина Уткина
Консультация на тему «Адаптация детей к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.
Различают 4 степени тяжести адаптации :
Публикация «Консультация на тему „Адаптация детей к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
1. Лёгкая адаптация : к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжёлая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжёлая адаптация : около полгода и более. Встаё т вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребёнок.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Основной вид деятельности ребёнка в 4-х летнем возрасте – игровая деятельность. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребёнком.
Психологи выявили чёткую закономерность между развитием игровой деятельности и привыканием ребёнка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у детей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения, типа темпераменты и т. д.
Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребёнка.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребёнком-сангвиником стоит играть в весёлые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать.
Что делать в «трудных» ситуациях?
- Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
- Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.
- Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
- Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности.
- Создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта».
Игры с детьми в адаптационный период :
1. «Хоровод». Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.
2. «Солнышко и дождик». Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
3. «Солнечные зайчики». Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
4. «Забава с увеличительным стеклом». На прогулке воспитатель даёт ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на неё через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. (игра развивает наблюдательность).
5. «Игра с куклой». Дайте ребёнку его любимую куклу (или игрушку, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать её, умыть, накормить и т. д.
6. «Передай колокольчик». Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени (или показывая рукой).
7. «Мяч в кругу». Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
8. «Мы топаем ногами». Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чё м говориться в стихотворении: мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаём. (дети берутся за руки, образуя круг.) Мы бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.