Елена Чайка
Консультация «Мини-музей «Такие разные куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Музей – это симбиоз творческой деятельности всех участников образовательного процесса, который несёт в себе культуру и передаёт духовное наследие детям.
Музей – это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещение музеев, выставок и организация собственных мини-музеев, очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.
Публикация «Консультация „Мини-музей „Такие разные куклы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае это – «мини-музей». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини-музея – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Задача педагога занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап – выбор темы, разработка модели или схемы будущего музея, определение содержания экспозиции.
2. Этап реализации проект – подготовка экспонатов, создание экспозиций, организация экскурсий.
3. Обобщающий этап – подведение итогов, определение перспектив.
Основой создания любого музея являются экспонаты. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать и даже изготовить. В качестве экспонатов могут выступать различные коллекции, творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Мини-музей может иметь одну или несколько экспозиций. Для их расположения возможно использование различных частей групповых комнат, «раздевалка», спальня, стены у входа в группу и т. п. Одно из основных требований, предъявляемых к расположению – экспозиции обязательно должен вписываться в интерьер помещений.
Разместить материалы можно на настенных полочках; возможно использование ширм, стендов, мобилей (подвесных конструкций). Благодаря отзывчивости родителей у нас в группе образуются мини – музеи, мы опираемся на основные принципы: партнерство родителей и педагогов; единое понимание педагогами и родителями целей и задач; помощь, взаимоуважение и доверие.
Темой для создания мини – музея может способствовать проектная деятельность. Разрабатывая проект «Такие разные куклы» мы предложили родителям допополнить уже имеющиеся в мини-музее несколько экспонатов, с целью расширения знаний о традициях в использовании кукол, воспитанию бережного отношения к культуре своего народа. Семьи воспитанников активно включились в ее организацию. Были представлены: книги об игрушках, различные самодельные народные куклы, которые были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из ниток, природного материала.
По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей : куклы-пеленашки, куклы-болванчики, «Зайчик на пальчик»; обрядовые куклы : «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сближало взрослых и детей, делало их настоящими партнерами.
Особое внимание я уделяла укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью я использовала, как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных календарных праздников «Осенины», «Рождественские посиделки»; просмотр открытых занятий, так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс «Народная кукла своими руками», «виртуальные» путешествия, экскурсии в музеи народных мастеров с использованием Интернет- ресурсов, создание мини-музея.
Немаловажным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы, я считаю сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен.
Мини – музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них гостям. С интересом изготавливают поделки из различных материалов, рисуют, тем самым пополняя развивающую среду. Мини-музеи позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается мелкая моторика рук.
Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности. С этой целью мною были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними. Использование натуральных материалов очень существенно для развития здорового ребенка. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое.
Созданию мини – музея в условиях старшей группы детского сада способствует поисково - исследовательская деятельность, которая позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем, даёт возможность объединить детей, воспитателей и родителей в совместной деятельности, а также сформировать настоящее сообщество детей, родителей, воспитателей.
Дети вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс – интерактивность музейной работы, при которой дети могут потрогать руками и близко изучать экспонаты, чувствовать свою причастность к процессу. И как следствие, растёт их интерес к познанию нового, легче усваиваются знания и учебный материал.
Таким образом, музейная деятельность в детском саду делает воспитательно-образовательный процесс более интересным, качественным, результативным. Дети могут проявить свою индивидуальность, эстетический вкус в практической деятельности, совершенствуя и углубляя знания о народной игрушке, тем самым воспитывая интерес к народному творчеству.