Светлана Канищева
Консультация «Медлительные дети. Игры, корректирующие медлительность»
▼ Скачать + Заказать документы
Медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям. Родители со временем приспосабливаются и привыкают к особенности своего ребенка, но это не спасает его от трудностей и неприятностей в детском саду, а затем и в школе.
На групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания на прогулку или занятия физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда воспитатель постоянно подгоняет их, а уже одетые дети страдают оттого, что им жарко.
Публикация «Консультация „Медлительные дети, Игры, корректирующие медлительность“» размещена в разделах
Как это можно изменить? Ведь это свойство нервной системы. Так часто размышляют родители, и, конечно, они во многом правы. Степень подвижности нервных процессов действительно передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни.
Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет.
Перед тем как перейти к описанию игр, необходимых для такой коррекции, нужно уточнить условия их организации, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.
- Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка.
-Проводите эти игры систематически. Лучше организовывать их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день, чем по часу, но раз в неделю.
-Хорошее настроение - залог успешного занятия (игры). В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться.
-Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Это поможет детям сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся им в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.
-Используйте в играх резкую смену скорости движений - от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но
ненадолго, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.
Для медлительных детей можно предложить следующие игры :
1. Игра «Благодарный зритель»
Цель: развитие внимания, саморегуляции движений и эмоций.
Перед началом игры поговорите с ребенком о цирке, театре, представлениях. Вспомните, как зрители приветствуют артистов, выступающих на сцене или арене. Аплодисменты - вот настоящая благодарность за увиденное и услышанное. И чем лучше выступали артисты, тем громче и быстрее им хлопают.
Правила игры : Представим, что мы находимся в цирке (театре). Перед нами выступают артисты, сменяя друг друга. Если нам нравится выступление, мы хлопаем быстрее и громче. Если не нравится, то медленно и тихо. Выступающих можно выдумать, а можно устроить концерт, используя других детей или взрослых. Можно использовать телевизор с различными передачами, если играть в домашних условиях с родителями.
Чтобы хлопать с ребенком в одном темпе (это гораздо веселей, обменивайтесь с ним своими эмоциями с помощью мимики. Посмотрите друг на друга после смены артистов или кадров на экране и изобразите на лице скуку, радость или восторг.
Пусть ребенок скопирует ваше выражение лица, после чего начинайте хлопать в соответствующем темпе.
2. Игра «Бегу, иду, стою»
Цель: развитие саморегуляции движений, развитие внимания.
В этой игре ребенок или дети идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст водящий (взрослый или ребенок).
Правила игры : У водящего три карточки: красная, желтая, зеленая. Когда он показывает зеленую - ребенок бежит; желтую - идет спокойным шагом, красную -останавливается.
В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим и выходит из игры.
Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем с ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда медлительный ребенок уже освоит правила.
3. Игра «Птичка зернышки клюет»
Цель: развитие быстроты движения рук.
Для игры потребуется лист бумаги, разделенный на четыре равные части и карандаш.
Правила игры : Представим, что мы- птички, будем клевать зернышки по сигналу (хлопку) ставя точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба должны остановиться и посчитать количество точек (съеденных зернышек) на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем этого этапа. Следующий этап игры проводите в другом прямоугольнике (части листа). По итогу четырех этапов определяется победитель всей игры.
4. Игра «Быстрый солдат»
Цель: развитие быстроты движений, навыка одевания.
Правила игры : Представим, что мы- солдаты. Звучит сигнал и нужно быстро раздеться, затем одеться, встать руки по швам и сказать «Я готов!». Победитель (самый быстрый) получает награду.
Игра интересна для мальчиков, а для девочек можно придумать красивый наряд, который нужно одеть. Например, кто первый оденет, тот превращается в принцессу.
5. Игра «Отражение в зеркале»
Цель: развитие саморегуляции скорости движений, внимания
Правила игры : Водящий и игрок стоят напротив друг друга. Водящий показывает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Второй игрок (игроки) как отражение в зеркале, повторяет их в точности, с такой же скоростью.
Если детей (зеркал) несколько, то побеждает тот, кто точнее передает все движения, он и становится следующим водящим. Если ребенок один, то нужно каждый раз хвалить его за точный показ и как поощрение, разрешить быть водящим.
Можно придумать еще множество разнообразных игр, главная суть которых должна быть направлена на действия, совершаемые в разном темпе: от самого медленного до самого быстрого.