Ирина Эткова
Консультация «Кейс-технология в ранней профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технология в ранней профориентации
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Публикация «Консультация „Кейс-технология в ранней профориентации“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом, род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.
Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой стоит игровая деятельность.
И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.
Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть.
Кейс помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Кейс-метод подразумевает постановку проблемы, а главное предназначение кейс-метода – развивать способность самостоятельно вычленять и исследовать различные проблемы из предложенной ситуации, находить их решения из множества вариантов и работать с информацией.
Кейс-это источник разнообразных игр и заданий, проблемных ситуаций. По теме «Профессии» можно использовать следующие:
Перфокарты, с уже заложенными вопросами про ту или иную профессию.
Перфокарты для детей более младшего возраста (подбери действия)
Мнемосхемы «Расскажи о профессии»
Д/игра «Узнай профессию» (в форме разрезных картинок)
Д/игра «Узнай профессию» (по предметам, по загадкам)
Д/игра «Четвертый лишний!»
Д/игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»
Д/игра «Оденемся на работу»
Д/игра «Кто что делает?»
Д/игра «Исправь ошибку»
Д/игра «Определи профессию по результату труда»
Лото «Профессии»
Словесная игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Д/игра «Подбери подходящее слово» (личностные качества человека которые помогают в профессии)
Для работы с кейсом по теме профессий можно использовать следующий алгоритм
1. Как называется профессия?
2. Где работают люди данной профессии (место работы?
3. Какая у них форменная одежда?
4. Материалы для труда?
5. Какие орудия труда использует?
6. В чём заключаются трудовые действия?
7. Какие личностные качества человека помогают в профессии?
8. Какой результат труда данной профессии?
9. В чём заключается польза труда для общества?
В конце игры необходимо провести рефлексию или дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Так же возможно проведение рефлексии по мнемотаблице (по схеме, где дети обобщают свои знания о профессиях и высказывают свое личное мнение (отношение) к игре.
Кейс-игры можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.
Умелое использование кейс - технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации у детей. Дает возможность:
-обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности посредством дидактических игр;
-формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению;
-обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии»;
-способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;
-способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
-развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.