Ольга Железнова
Консультация «Как развивать речь детей в домашних условиях»
Автор консультации Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослым. Взрослые –хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Публикация «Консультация „Как развивать речь детей в домашних условиях“» размещена в разделах
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь- развивается постепенно. Речь – специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи- на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение,а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым.
Различается несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
Ребенок стремиться добиться общности взглядов со взрослыми.
Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
• С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
• Почаще берите ребенка на руки, ребенку необходим телесный контакт с матерью;
• Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы его захотите слушать;
• Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский» язык сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
• Уделяйте ребенку побольше времени; будьте почаще рядом с ребенком в пределах его досягаемости;
• Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать, не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
• Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
• Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
• Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.
Примерные упражнения для развития речи ребенка :
1. Первый год жизни: пальчиковые игры, потешки, игры с речевым сопровождением;
2. Второй год жизни: игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, потешки, игры с речевым сопровождением, развитие мелкой моторики рук,
3. Третий год жизни: игры с речевым сопровождением, развитие мелкой моторики рук, чтение книг, подвижные игры на соединение речи с движениями.
4. Четвертый год жизни: развитие мелкой моторики рук, чтение книг, подвижные игры на соединение речи с движениями, настольно- печатные игры, артикуляционная гимнастика, загадки;
5. Пятый год жизни: развитие мелкой моторики рук, чтение книг, подвижные игры на соединение речи с движениями, настольно- печатные игры, загадки, рассказ по картинке, пересказ текста, артикуляционная гимнастика.