Мария Коротаева
Консультация «Как приобщить ребенка к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как приобщить ребенка к природе»
«Как приобщить ребенка к природе»
Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой…
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Словом, в широком и многоплановом понятии «экология» имеет смысл выделить тему экологии ребенка. Поняв особенности взаимоотношения малыша и природы, мы получаем поистине неограниченные возможности развить нем лучшие человеческие черты, во время обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Иначе говоря, начнем с себя…
Как известно, главное в нашем общении с детьми – личный пример. Начинаем день с взгляда в окно. Прекрасно, если за ним простирается парк или сквер, в любом случае отыщем возможность увидеть кусочек неба и растительности. Порадуемся вместе с малышом хорошей погоде, обратим его внимание на приметы сезона, отметим особенную красоту именно этого момента: молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет травы в лучах солнца… Даже в тоскливую сырую погоду находим чему удивиться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости «притягиваем их за уши»: после дождей грибы хорошо растут, почва напитается влагой и даст хороший урожай, можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать!
И очень хорошо, если от наших высказываний о природе у ребенка не появится ощущение того, что от нее исходит какая-то угроза: не запугивайте его ветром, холодом и т. п. Природа – друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребенком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень «экологического воспитания» детей.
С какого возраста начинать? Да хоть с рождения.
Среди книг ребенка должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях.
От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почвы, минералов – перечислять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы.
Многие считают, что для воспитания доброты и душевности нужно завести дома какое-либо животное. Осмелюсь подвергнуть эту установку сомнению, вот почему. Само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше отношение к животному. Если я забочусь о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекаю его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для меня заботе о «брате меньшем» - это одно. Но если прогулка с собакой, чстка клетки хомячка для меня обуза, если я обязываю это делать ребенка под лозунгом: «Ты просил собачку! Вот сам и ухаживай!» - это совсем другое.
Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения – на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению будет стойким.
Вот здесь и нужен наш взрослый подход к проблеме. Заводя дома животное, принимаем как данность, что ответственность за него ляжет на нас. Возможно, удастся пробудить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. Так же вероятно, что этого не получится, - ребенок очень скоро потеряет интерес к зверьку. Тогда ответственность и забота о животном лягут на наши плечи. Заставляя детей «через не хочу» выполнять необходимое, мы воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, совсем другое…
А между тем можно смоделировать нужную нам ситуацию в необременительном варианте: кормит птиц, подкармливать дворовое животное, навещать знакомых, которые держат какое-либо животное, систематически посещать зоопарк….
Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребенка, и его значение невозможно переоценить. Надо честно признать: чаще всего городской пейзаж является стрессовым фактором для малыша. Вы измените ситуацию, благоустройте и украсьте мир вокруг своих детей: посадите кусты рядом с домом. Дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней.
Именно в детстве, когда инициатива и энергия ребенка, кажется, бьют через край, имеет смысл направить их в созидательное, творческое русло – русло полезных дел. И общение с природой дает для этого бесконечные возможности.