Алина Долгушина
Консультация «Как научить ребенка беречь природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Как научить ребенка беречь природу»
«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К. Г. Паустовский
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все дети (как
и не все взрослые) способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм.
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается
само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается наряду
с другими замечательными качествами. И здесь, уважаемые родители, всегда
Публикация «Консультация „Как научить ребенка беречь природу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
нужно помнить, как велика роль взрослого, который должен
сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. И не нужно
забывать о том, что с каждым выходом в парк, с каждым выездом
на природу родителям необходимо рассказывать о том, как богата и
прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит
эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений,
чувственного опыта, но с вашей помощью.
Прием удивления используется как средство активизации
познавательной деятельности, как инструмент для формирования
устойчивых интересов, целесообразно его изменение и в экологическом
воспитании. Парадоксальные факты, необычные сведения, использование
фольклорного материала (сказки, пословицы, поговорки, загадки) вызывают у
детей удивление и восхищение, устойчивый интерес к живым и неживым
компонентам природной среды. Наибольший интерес дети проявляют к
растениям и животным.
Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует
эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному
окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители
трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой,
прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.
п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот,
если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником
бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет
бездумным, жестоким. Например, ребенок, увидев красивый цветок, может
броситься к нему. желая сорвать, но мама должна сказать: «Посмотри,
какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем,
цветочек завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой
тропинке. И нам будет грустно». Конечно, пройти мимо красивого цветка
с ребенком очень сложно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать
его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его.
Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей
бывает вполне достаточно составить небольшой букетик. При сборе цветов
необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с
корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.
Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их
знания о природе, постепенно они учатся беречь природу. Виды и
содержание бесед с природоведческой тематикой могут
быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Какие первые
цветы появились?». «Какие птицы прилетели?» Очень хорошо, если мама
знает дидактические игры природоведческого содержания : «Чей
домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй
за мной». Не забывайте восхищаться природой! Не забывайте говорить о
ласковом солнышке, о серебристой паутинке, о трудолюбивом муравьишке, о
красавице-бабочке! Сильные детские впечатления от встречи с
удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание
узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий
красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться
и к людям.
Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и
кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или
кустарник плохо растут.
Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми
сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Ни один ребенок не останется безучастным!
А если ребёнок сам посадил растение, он всегда
будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей!
Соблюдайте правила поведения в природе!
1. Не рвите напрасно цветы - они прекрасны в поле, в лесу, на воде!
2. Не рубите деревья и кустарники!
3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.
4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно
относитесь ко всем живым существам.
5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками
родной природы.
Природа - наш друг, наше богатство! Беречь и охранять - её священный
долг каждого человека. Нам всем очень нужно, чтобы наши дети и сейчас, и
когда вырастут, бережно относились бы к природе и хранили бы всё живое
на земле! Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть
радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой
мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в
наследство!
Памятка для родителей
«Беседуйте с детьми о природе»
Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной
чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
• Необходимо привлечь их внимание к тому, что хозяйственная
деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.
• Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и
благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех,
что созданы природой.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее
умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой
купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой
собирали землянику.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей
не только брать от природы, но и заботиться о ней, сохранять и преумножать
наши богатства.
Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать
кустарники, не портить деревья.
• Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека.
Учите замечать красоту окружающей природы.
• Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к
воде и электроэнергии.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для
этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда
идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное:
как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички,
тают сосульки.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе :
• В лесу надо ходить по тропинкам, так как можно наступить на
насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и
почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно
отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громко музыку, так как можно спугнуть
птицу с гнезда.
• Нельзя разорять птичьих гнезд, заглядывать в гнезда, брать в руки
яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в
Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать,
почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и другие. Таким образом, каждый ребенок
должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть
самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на
пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит
вокруг себя.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу.
Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую
воду – это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков.
Сберечь наши богатства нам должны помочь наши дети.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и
непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть
действительно созидающей, а не губительной частью мира.