Ольга Минвалиева
Консультация «Как научить детей уважению к старшим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши дети — это наша старость.
Правильное воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми».
Антон Семенович Макаренко
Тема: «Как научить детей уважению к старшим»
Чтобы разобраться, что такое уважение, давайте дадим точное определение этому слову. Словарь гласит, что уважение - чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, качеств кого-либо. Второе значение слова - признание важности, ценности; высокая оценка.
Публикация «Консультация „Как научить детей уважению к старшим“» размещена в разделах
На деле это означает, что младшие должны почитать старших, окружать их заботой и вниманием, прислушиваться к их советам.
Однако в настоящее время так бывает редко.
Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски.
Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.
Приведу пример, в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу?
Воспитание на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.
Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас. Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность – это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,
все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете» Макаренко А. С.
Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно видеть, как расшалившийся малыш бьет рукой по лицу мать, хохочет при этом, но никто из взрослых, а порой и сама мать не останавливают ребенка, мол, что поделаешь, чадо не ведает, что творит. Да, ребенок действительно этого не понимает, но именно сейчас надо сказать малышу, что так делать нельзя, остановить его, даже прекратить игру. Иначе такие действия войдут у него в привычку, которую искоренить будет сложнее. Подобное можно наблюдать, когда ребенок учится говорить и повторяет все услышанные слова, а, придя домой, демонстрирует успехи, говоря матери: "дура". И, если услышит в ответ смех, поймет, что маме можно так говорить. Конечно, многое умиляет и смешит в поступках и речи малыша, но не будет смешно, когда ребенок уже сознательно станет говорить родителям подобные слова.
Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших.
Лозунг советских времен некоторые взрослые воспринимают буквально, не задумываясь о последствиях: «Все лучшее - детям». И подобным отношением взращивают невоспитанных эгоистов.
Две картинки для сравнения:
заходят в автобус дедушка, бабушка и внучка, лет шести. Бабушка еле идет, опираясь на палочку. Уселись, внучка на отдельное сидение у окна, дед с бабушкой почти рядом. Автобус тронулся. И началось представление: внучка пересаживается с одного места на другое, бабушка мечется за ней, еле удерживаясь на ходу, пытается сесть рядом, внучка ее спихивает с сидения. Дед не выдержал, отругал внучку, но безрезультатно. На вопрос, кто в семье главный, ответ очевиден. Явно, что девочка ни во что ставит взрослых. В данном случае надо серьезно задуматься о системе воспитания своего ребенка;
маленький южный город, аэропорт. Прямо на земле сидит женщина-туркменка, рядом скачут 7-8 детей от 2-х до 10 лет. Мать молча присматривает за ними. Объявляют посадку, очевидно, на их рейс. Мать встает и произносит негромко одно слово, и вся детвора моментально подбежала к ней и послушно пошла следом. Невольно задумаешься: как же смогла эта, наверняка полуграмотная сельчанка, так воспитать в послушании и почтении своих детей? Я думаю, ответ лежит на поверхности: она держится народных традиций воспитания детей.
«Так как же научить ребенка уважать старших и как помочь малышу понять, кого стоит уважать».
Прежде всего, стоит учесть, что заниматься этим вопросом надо с самого раннего возраста, ведь в дальнейшем, например, в подростковом возрасте, исправить что-то будет практически невозможно. Также стоит отметить, что обучение этому важному качеству не происходит за один день, следует постоянно прививать это ребенку.
Учите своих детей делать добрые дела, проявлять сострадание к старшим. Поощряйте любую детскую инициативу: кто – то нарисовал для стариков картинку, отложил для дедушки и бабушки шоколадку, позвонил им, сказав им «здравствуйте» - именно так, а не «привет». Не забывайте и о народном творчестве: интересные рассказы, сказки развивают у детей положительные качества в отношении старшего поколения. Расскажите детям о замечательных праздниках «День Матери», «День пожилых людей» - предложите им принять активное участие – выучите стихотворение, и подарите его бабушке и дедушке, сделайте своими руками подарок и порадуйте стариков. Дети, они как губка впитывают отношение взрослых к жизни, поэтому не надо показывать им плохой пример. Относитесь к пожилым людям с уважением и ваши дети так же будут относиться к вам.
Среди распространенных недостатков в воспитании детей - излишняя мягкотелость. Можно привести классическое сравнение: у наставника должна быть железная рука в бархатной перчатке.
Вспомним знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» : когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!».
Так и наставник должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.
«Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».
Макаренко А. С.
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок его уважал.
Но не многие родители задумываются о том, что детей надо учить уважению, как и всему остальному. И лучше всего делать это собственным примером, действиями и поступками, словами.
«Детям нужны не поучения, а примеры».
Жозеф Жубер
«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».
Антон Семенович Макаренко
«Как научить детей уважению к старшим»
1. Ребенок вряд ли будет уважать вас, если вы сами не уважаете своих родителей и своего супруга. Ведь, как известно, яблочко от яблони недалеко падает. Если ребенок видит, как вы заботитесь о его бабушке и дедушке, помогаете им, с благодарностью к ним относитесь, скорее всего, такую же модель поведения он выберет и по отношению к вам в будущем.
Не пренебрегайте помощью со стороны ребенка и не старайтесь оградить его от того, что он вполне сможет сделать. Как правило, дети с радостью готовы помогать взрослым в их делах. Совместная деятельность всегда делает нас ближе друг к другу. Бабушка попросила полить на даче огород - сделайте это вместе с ребенком. Мама устала на работе, порадуйте ее приготовленным совместным ужином и помойте посуду.
Все хорошие эмоции и поступки (особенно те, в которых участвовал сам ребенок) постепенно будут откладываться в его голове и формировать такие понятия, как семья, помощь, забота, уважение.
2. Не забывайте уважать и самого ребенка. Это важно! Даже маленький, он уже человек! Не отмахивайтесь от его потребностей, вопросов и просьб о помощи. Каждый день ребенка - это целая жизнь. Намного важнее для малыша является ваше участие в ремонте его любимой игрушки, которая сломалась, чем обнадеживающая фраза: «Завтра куплю новую…». Не забывайте и об утренниках. Ваше присутствие для ребенка важно как никогда. Именно для вас он будет красивее всех танцевать, с выражением рассказывать стихотворение или забивать голы.
3. Никогда не позволяйте детям манипулировать вами. Такие вещи должны пресекаться сразу же. Если ребенка воспитывают с мыслью, что он центр Вселенной, то потом придется наблюдать весьма неприятные ситуации, когда в 3 года деточка начнет топать ногами и командовать мамой, папой, бабушкой. Не надейтесь, что избалованное дитя это перерастет – перевоспитать его уже вряд ли удастся.
4. Ребенка нужно любить, но не растворяться в нем и потакать всем прихотям. В таких семьях вырастают махровые эгоисты, которые чаще всего сидят на шее у своих родителей до конца их дней и думают, что им все должны. Ни о каком уважении здесь не может быть и речи.
5. Ребенок должен знать ваше твердое слово «нет» и цену слову. Если вы что-то запрещаете, кто-то другой не может позволять ему то, что вы запретили. У родителей должна быть выработана четкая позиция. Там, где мама запрещает, а папа или бабушка разрешают, запрет не будет действовать. Ребёнок, в свою очередь, не будет серьезно реагировать на ваше слово «нет», ведь папа все равно потом разрешит.
6. Если вы что-то пообещали ребенку (купить игрушку, сходить в парк или в цирк, поехать на море и т. д.) обязательно сдержите обещание. Или не обещайте. Память маленького человека очень цепкая: дети постоянно держат в голове то, что им очень хочется получить, часто мечтают и ждут этого. Не надейтесь, что он через неделю все забудет. Не забудет. Более того, когда он поймет, что вы обманули его или просто забыли о том, что обещали (да еще, если это не в первый раз, вы в его глазах потеряете и доверие, и уважение. А со временем он будет так же вести себя по отношению к вам. «Зачем собирать игрушки, даже если и обещал, когда мама не пошла со мной в зоопарк, хотя тоже обещала?». Если вы не держите данное слово, стало быть, не можете требовать от ребенка того же.
7. Между родителями и детьми должна быть дистанция. Ребенок должен понимать, что перед ним родители, люди, которых он должен слушаться. Никто не говорит о том, что с мамой и папой нельзя дружить, советоваться и т. д. Но ребенок должен четко осознавать, что взрослым нельзя ответить так, как подружке. Он должен общаться с взрослыми родственниками уважительно. Следите за тем, как он общается с вами и другими людьми, поправляйте его. Достаточно просто сказать: «Малыш, бабушке так отвечать нельзя, она тебя старше и мы должны ее уважать. Нужно было ответить так-то и так-то».
8. Сами соблюдайте запреты, которые устанавливаете ребенку (хотя бы в его присутствии). Дети всегда подражают своим родителям и копируют их поведение. Сколько бы раз вы ни твердили малышу, что нужно мыть руки после улицы или переходить дорогу на зеленый свет, он не будет этого делать, если этого не делаете вы.
Среди распространенных недостатков в воспитании детей - излишняя мягкотелость. Можно привести классическое сравнение: у наставника должна быть железная рука в бархатной перчатке.
Вспомним знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» : когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!».
Так и наставник должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.
Две картинки для сравнения:
заходят в автобус дедушка, бабушка и внучка, лет шести. Бабушка еле идет, опираясь на палочку. Уселись, внучка на отдельное сидение у окна, дед с бабушкой почти рядом. Автобус тронулся. И началось представление: внучка пересаживается с одного места на другое, бабушка мечется за ней, еле удерживаясь на ходу, пытается сесть рядом, внучка ее спихивает с сидения. Дед не выдержал, отругал внучку, но безрезультатно. На вопрос, кто в семье главный, ответ очевиден. Явно, что девочка ни во что ставит взрослых. В данном случае надо серьезно задуматься о системе воспитания своего ребенка;
маленький южный город, аэропорт. Прямо на земле сидит женщина-туркменка, рядом скачут 7-8 детей от 2-х до 10 лет. Мать молча присматривает за ними. Объявляют посадку, очевидно, на их рейс. Мать встает и произносит негромко одно слово, и вся детвора моментально подбежала к ней и послушно пошла следом. Невольно задумаешься: как же смогла эта, наверняка полуграмотная сельчанка, так воспитать в послушании и почтении своих детей? Я думаю, ответ лежит на поверхности: она держится народных традиций воспитания детей.