Ирина Будылева
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление я хочу начать с того, что как жаль, что развитие речи своих детей многие родители сводят лишь к необходимости «шипеть» или «рычать» правильно, не замечая бедного словаря ребенка и его неумения, а потому нежелания рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору. Игровой приставке, компьютеру. Как же сделать так, чтобы наши пресыщенные развлечениями дети с нетерпением ждали занятий по развитию связной речи, с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то, что им скажут и повторить услышанное?
Публикация «Консультация „Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию“» размещена в разделах
Обучение детей рассказыванию, как вы знаете, довольно длительный и трудный процесс. Для того, чтобы научить детей связно высказывать свои мысли, рассказать сказку или пересказать какой-либо рассказ, педагоги используют в своей работе многообразные методы и приемы. В основном, конечно, используются традиционные формы работы. Я хочу вас познакомить с некоторыми нетрадиционными методами и приемами при обучении детей рассказыванию, которые помогут разнообразить вашу работу, которые приведут к более успешному результату при развитии у детей связной речи.
1. Тренажеры речевой активации.
В основе использования тренажера речевой активизации лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим. «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно» - так сказал А. Л. Лурия.
В ТРА слово соотносится с предметной картинкой – ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым. Он может его изменить. Может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь. Эти тренажеры дают возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка. Итак, область применения ТРА: развитие внимания, памяти; автоматизации звуков в словах и предложениях;
работа над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложениях; предлоги и союзы) и, конечно, развитие связной речи.
Приведу примеры некоторых ТРА:
1. Составление простого предложения.
2. Расширение глагольного словаря.
3. Введение в предложения второстепенных членов (дополнений).
4. Расширение словаря прилагательных.
5. Знакомство с предлогами и союзами.
2. Сказки на кончиках пальцев.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского сада и для проведения хороводов после чтения сказок.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия.
Сказка «Репка».
В огороде дедка Выросла репка
Репку посадил, Всем на удивление
И водой из лейки («Колечки»)
Репку он полил. Большая-пребольшая,
(«Колечки») Всем хватит угощенья.
(«Лучики»)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка. Выросла репка
Расти, рати, репка, И сладка, и крепка.
И сладка, и крепка. Выросла репка
(«Хлопки») И сладка, и крепка.
(«Хлопки»)
3. Нетрадиционное логопедическое пособие «ЛОГОКУБ».
Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.
Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.
Основные достоинства пособия:
- кубы удобны в использовании;
- участвовать в игре может один ребенок или вся группа детей одновременно;
- кубу можно переставлять, переносить;
- они объемны, но удобны для хранения;
- кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков и, конечно, на развитие связной речи.
Это такие игры:
Игра «Составление предложений».
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
Описание игры:
Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу. Надо составить как можно больше предложений с этими словами.
Игра «Где что находится».
Цель: развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
Описание игры:
Логопед раздает детям листы картона и наборы предметных картинок. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность. Логопед дает следующее задание: «В правом верхнем углу находится яблоко. Слева от яблока – шарик Под шариком – кукла…» и т. п.
После того как дети закончат свою работу, логопед поворачивает к детям рабочую сторону грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить и на индивидуальных занятиях.