Проскурякова Нина
Консультация «Фольклор в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фольклор в жизни детей»
Одним из уникальных, эффективных и эмоционально-окрашенных средств дидактическими и воспитательными возможностями является фольклор. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Создаваемые народом предания, песни, частушки, сказки, используется в повседневной жизни. Уже с раннего возраста необходимо приобщать детей к родной культуре, так как дошкольное детство считается сенситивным периодом для развития мышления, речи и музыкальных способностей. Народные песни и пляски игры и хороводы, потешки и небылицы вызывают у детей живой эмоциональный отклик, способствуют развитию голосового и артикуляционного аппарата, интонационной выразительности и музыкальности речи. Произведения устного и музыкального народного творчества вызывают чувство радости. Использование фольклорных форм в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, как показывает опыт работы педагогов, способствует решению многих проблем. Важную роль играют регулярность и системность включения фольклорных форм в разные виды детской деятельности. Ознакомление с народным творчеством должно проходить как в организованной деятельности детей при тесном взаимодействии всех специалистов детского сада и создании соответствующей предметно-развивающей среды. С помощью произведений народного творчества можно решать многие задачи по развитию речи и музыкальных способностей у детей с речевыми нарушениями. Первое знакомство воспитанников с фольклором начинается с малых форм, такие как прибаутки, попевки, приговорки, заклички, колыбельные. Песенки- миниатюры доступны детям младшего возраста, такие как «Ладушки», «Петушок, петушок» и другие. Они просты по мелодии и понятны по содержанию, лаконичны, построены на повторении одной музыкальной фразы, не требуют быстрых темпов, исполняются певуче с хорошей дикцией. Более сложные по содержанию и большие по объёму песни любимы детьми старшего дошкольного возраста. Такие, как «Комара муха любила», «Скок-поскок» и другие. Песни могут инсценироваться, исполняться с приплясом, жестикуляцией в сопровождении музыкального инструмента. При изучении народных плясок у дошкольников развивается координация, слаженность и выразительность движений. Народные плясовые мелодии, такие как «Ах вы, сени, мои сени…», «Из под дуба» и другие подкупают своей жизнерадостностью, ритмичностью. В них заложена возможность к импровизации. Игры с пением и движением, хороводы занимающие ведущее место в детском творчестве, способствуют формированию у детей внимания, умение правильно воспроизводить мелодию, развивают чувство ритма, память, согласованность пения и движения. Педагоги активно используют фольклор в работе с детьми. Дети при этом перестают бояться говорить, речь их становится более выразительной и мелодичной. Педагоги при работе с фольклором стараются перенести новый речевой материал в игру и общение со сверстниками. Обращение педагогов к русскому народному творчеству помогает обогатить внутренний мир дошкольника, а в будущем поможет им стать мыслящими и творческими людьми, ценить и сохранять родную историю, культуру и духовность поколений. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.