Елена Кандакова
Консультация для воспитателей «Всестороннее развитие детей посредством движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему развитию детей, оздоровлению, развитию интеллекта, речи. Маленький ребёнок постигает окружающий мир через действия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Всестороннее развитие детей посредством движения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К. Д. Ушинский. Не случайно первый этап развития мышления ребёнка так и называется: наглядно-действенное. На действенном, двигательном строится образное, чтобы затем дать возникнуть логическому.
Подвижные игры достаточно полно описаны в разной методической литературе.
Наша задача иная – помочь увидеть в подвижных играх возможность реализации ещё одного направления воспитательно-образовательной работы – развития речи. С этой целью используются как существующие игры с текстами, так и комбинации двигательных и речевых импровизаций.
Давно всем известны словесно-двигательные игры «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Два мороза» и т. д. Я вам приведу пример менее известной игры «Ай, дили, дили…».
Дети стоят друг против друга в двух шеренгах на расстоянии 3-5 метров. Маленькими шагами идут навстречу друг другу, приговаривая:
Ай, дили, дили, дили,
А мы кого-то видели!
Глазастого. Ушастого.
Вихрастого. Зубастого!
Он сидел под кустом,
Громко щёлкал языком.
Может, это был козёл?
Может из лесу пришёл
Серый волк? Или медведь?
Не смогли мы разглядеть!
Потому что испугались.
Разбежались!
Все разбегаются, остаются только козёл, волк и медведь, которые были заранее выбраны по считалке и теперь должны догонять и ловить убегающих. Те, кого поймали, становятся волком, козлом и медведем. Игра повторяется по желанию детей.
Подвижные игры со словом можно использовать в работе с любой возрастной группой. Малыши любят водить хороводы, играть в «Каравай» и др. Постепенно с возрастом усложняются условия игры, а также двигательные и речевые действия.
Во многих играх для среднего возраста детям необходимо придумать к словам комбинацию движений для имитации действий животных.
Например – «Кошкины повадки»
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу : оп-оп-оп.
Но подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Дети должны импровизировать, чтобы изобразить в движениях явления природы.
Например – «Метелица»
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!
Сейчас широко используются пальчиковые игры. Их развивающее значение и методики описаны во многих пособиях. У любого народа есть множество пальчиковых игр. Довольно широко известны русские пальчиковые игры, такие как - «Сорока-ворона», «Палец большой – парень с душой» и др. Стихи сопровождаются движениями пальцев, кисти рук - сначала левой, а потом правой руки или одновременно.
Например,
На моей руке пять пальцев,
Пять пальцев, пять держальцев,
Чтобы резать, рисовать,
Чтоб предметы ими брать.
Их не трудно сосчитать:
1, 2, 3, 4, 5.
Интересно проходят занятия, если движения детей сопровождаются не командами, а специальными текстами. Это активизирует психические процессы, развивает фантазию и словесно-двигательное, пластическое творчество, помогает заучивать стихотворные тексты.
Например,
1. Ходьба, поднимая руки и опуская с хлопками.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
2. Бег («ручеёк») между разложенными по полу предметами («камешками»).
День и ночь бегу, бегу,
Отдохнуть бы – не могу!
Если мне остановиться,
Может море испарится.
3. Наклоны вперёд: руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Очень эффективно речевое сопровождение на утренней гимнастике. В старшей и подготовительной группе его могут выполнять сами дети. Включайте в комплекс утренней зарядки пальчиковую разминку, мимические упражнения, разминку языка (цоканье, улюлюканье, возгласы индейцев и т. п.).
Существуют подвижные игры, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты сигналом.
Например, «Замри», «Море волнуется» и др.
Есть игры, где, наоборот, используются элементы расслабления. Например, «Макароны», «Спящий лес» и т. п. В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления чёткой речи, дикции.
Когда-то древние мыслители давали совет: «Хочешь быть здоровым – бегай». «Хочешь быть стройным – бегай». «Хочешь быть умным – бегай». Они знали о прямой связи физического и интеллектуального. Мысли рождаются при движении, ходьбе, и потому писатели создавали свои творения не сидя за письменным столом (сидя они лишь записывали сотворённое, а двигаясь, меряя пространство шагами. Кстати, даже в начале двадцатого века привычной мебелью для людей интеллектуального труда был не стол, а конторка, бюро. За ней писали стоя.
Мы же часто считаем, что движение нужно для физического развития. А для умственного, речевого - детей следует посадить за столики, и заставить думать.
На собственном опыте многие из вас, дорогие колеги, думаю пришли к выводу, что подвижные игры способствуют развитию:
* сообразительности, концентрации внимания;
* координации движений и зрительного восприятия;
* координации в системе «рука – глаз», которая является основой любых ручных умений и письменной речи;
* координации зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;
* ориентировки в пространстве и пространственного воображения;
* представления об окружающем мире и о собственном теле, его возможностях;
* выразительности речи;
* пантомических способностей;
* навыков общения, связной речи, культурного поведения.
Используемая литература:
Г. Науменко «Берёзовая карусель. Русские народные игры и хороводы»
С. Е. Гаврина и др. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать».