Екатерина Назарчук
Консультация для воспитателей «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной» деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Любите ли вы театр?». Классический вопрос, на который большинство из нас ответят утвердительно. Понимаете ли вы его значение для ребёнка? Это тоже классика.
Об играх – драматизациях написано множество методической литературы, в группах устраиваются «уголки» для ряжения, выставляются атрибуты для театральной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной“ деятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации посредственно – от лица какого-либо персонажа. Это преодолеет робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Можно твёрдо сказать, что занятия по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка. Что же должен сделать педагог, чтобы этот вид деятельности был понятен, близок, интересен для малыша?
– Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способности свободно, раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций).
– Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
– Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, представлена частью занятий по разным видам деятельности, а так же запланирована как специальное занятие или в форме кружковой работы. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребёнку).
В соответствии со склонностями и интересами детей могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.). В работе студий могут участвовать как воспитатели, так и родители. Такая организация театрализованной деятельности расширяет кругозор общения, позволяет каждому ребёнку найти своё, особое место.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
– индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
– особенности его эмоционально-личностного развития;
– индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
– возрастные и поло-ролевые особенности.
Учёт возрастных особенностей ребёнка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театрализованной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы к спектаклям. Оборудование зоны театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
– просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
– игры – драматизации;
– подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
– упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный, невербальный);
– отдельные упражнения по этике;
– упражнения в целях социально – эмоционального развития детей.
Театрализованная деятельность, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не допустимо давление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В. А. Сухомлинский).
В соответствии перед воспитателем встают две основные задачи :
– понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;
– помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.
Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете?». Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух? Почему вы так решили?». Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определённый образ.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание педагог должен уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»).
После беседы о рассказанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
– во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев);
– в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
– в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;
– в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей подходит ли эта музыка к образу смелого петушка и показать данный образ в движении.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просилась Лягушка и Медведь, после чего воспитатель спрашивает кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей.
В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, и выражает своё отношение к добру и злу.