Ольга Кожухарова
Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды на участке детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
На территории ДОУ можно создать объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:
• оздоровительное, познавательное, эстетическое, игровое.
* Игровые площадки, навесы, веранды, беседки.
* Спортивно-игровые площадки.
* Сад плодовых растений.
* Цветники (рабатки, клумбы, альпийские горки, розарий и др.).
* Английский (зеленый) и мавританский (цветочный) газоны.
* Оздоровительный сад (фитонцидных растений; хвойных).
* Участок леса и лесная поляна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание развивающей среды на участке детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
* Участок для привлечения птиц (кормушки, домики).
* Водоем, фонтанчики.
* Экологическая тропа.
* Метеорологическая площадка.
* Музыкальная площадка «Веселые нотки».
* Огороды (сюжетный овощной, аптекарский, огород душистых трав).
* Поляна загадок.
* Автогородок (площадка дорожного движения).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.
Одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности.
В методической литературе даны рекомендации по организации работы на экологической тропе в детском саду (С. Николаева, Н. Рыжова и др.).
Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое.
Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально: убирать сухие листья и ветки, выкорчевывать пни, полностью уничтожать сорняки.
Выделив интересные объекты тропы, необходимо пронумеровать их. Дать названия и составить план маршрута.
Содержание объектов экологической тропы.
Овощной огород.
Такой огород располагается на открытом, незатененном пространстве. Здесь высаживаются районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.
Можно отказаться от традиционных грядок и оформить «сюжетный» огород: под «солнышком» (календула, бархатцы) расправила крылья «бабочка» (подобрать овощи с листьями разной окраски – «узоры на крыльях бабочки»). «Тучи» над «солнышком» – посадки высокой декоративной капусты. Забавны и красочны грядки в виде цветика-семицветика, фигур различных животных.
При оформлении огорода для младших групп выбирать следует быстро растущие и рано созревающие овощи, которые дают урожай на протяжении весны и лета. Крупные семена и луковицы (лук, горох. Бобы) дети должны сажать самостоятельно; морковь, укроп, репу, салат помогают сажать старшие дошкольники.
В средней группе дети выращивают такие же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях высаживаются разные сорта лука, салата, редиса, кабачков, баклажанов и пр.
На огороде старших групп можно встретить разнообразные виды и сорта овощных культур: корнеплоды (свеклу, репу, морковь, редис, бобовые (фасоль, горох, бобы, капусту (белокочанную, цветную, краснокочанную, кольраби и др., несколько сортов лука, пряную зелень и т. д.
Аптекарский огород.
Аптекарский огород создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений. Их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей создания аптекарских огородов в России.
Младшие дошкольники рассматривают растения с крупными листьями и цветами (календулу, девясил большой, эхинацею пурпурную и др., учатся называть их части (лист, цветок, получают представления о том, что эти растения нас лечат.
В среднем возрасте дети не только рассматривают растения, но и обследуют их, определяя форму, цвет, размер, запах.
В аптекарском огороде появляются новые экспонаты – подорожник, цикорий дикий, мать-и мачеха. В этом возрасте формируется понятие о лечебных свойствах растений.
Старшие дошкольники знакомятся с лечебными свойствами растений, получают сведения о времени и правилах их сбора.
Метеоплощадка.
Проще всего современному человеку узнать прогноз погоды из средств массовой информации. Но «проще» не значит «лучше» : при наблюдении за природными явлениями (например. движением облаков, поведением животных, состоянием растений. При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду. Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.
Для элементарного прогнозирования погоды на экологической тропе детского сада можно оборудовать метеоплощадку, на которой необходимо установить специальное оборудование (некоторые приборы можно изготовить самим).
Метеобудка с термометром и барометром.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.
Флюгер – показывает направление ветра, а ветряной рукав – силу ветра.
Солнечные часы – древнейшее приспособление для определения времени. Состоят из «циферблата» и стержня, тень от которого, перемещаясь по «циферблату» вследствие движения Солнца, показывает «солнечное» время. Могут быть горизонтальными и вертикальными.
Дождемер – «прибор» для измерения количества осадков. Сделать его можно из большой пластиковой бутылки. Для этого надо срезать ее верхнюю часть, перевернуть горлышком вниз и вставить в нижнюю часть бутылки. Маркером обозначить на стенке деления (в сантиметрах).
Дождемер надо расположить в ямке таким образом, чтобы его верхняя часть находилась над поверхностью земли. С помощью этого нехитрого прибора можно определить, сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т. д.
Если расположить несколько дождемеров в разных местах (например, под деревом и на поляне, можно выяснить, куда попало больше воды и почему.
Чтобы научиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состоянием растений, поведением животных. сравнивать полученные данные, делать выводы и сверять прогноз с реальными результатами.
Растения-барометры.
ОДУВАНЧИК. Вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком. Растение еще больше следит за погодой.
В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.
Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры.
ПАПОРОТНИК-ОРЛЯК. Дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед вами, он «рассказывает», чего ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух напоен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.
КЛЕН начинает «плакать» даже за трое суток до дождя. Его «слезки» – избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломившейся ветки и медленно стекает по стволу.
Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Для этого необходимо найти в лесу сухую еловую ветку, напоминающую рогатину. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу прогулочной веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду поставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см!
Животные-барометры.
С малышами можно наблюдать за дождевыми червями. Перед дождем они выползают на поверхность земли.
Детям более старшего возраста можно рассказать о муравьях, которые за несколько часов до приближения ненастья плотно закрывают почти все «двери» своего дома.
Прекрасные метеорологи – пауки. Они не выносят сырости, боятся росы, поэтому не выходят на охоту утром. Если паук охотится утром. Значит, росы нет, а это верный признак сырой дождливой погоды. Не любят они и жары. Если паук охотится в зной – он почувствовал приближение ненастья, которое может нарушить паутину и разогнать насекомых. Паук на паутине вечером – признак хорошей погоды на следующий день.
Насекомые чутко реагируют на изменение погоды: если ожидается тепло, вьются в воздухе, порхают; предчувствуя непогоду, опускаются ниже, прячутся, затаиваются.
Ласточки и стрижи, которые охотятся на насекомых, перед ненастьем летают низко над землей. Серые вороны перед дождем кричат глухо, а перед ясно погодой – звонко.
Воробьи весело чирикают, подвижны, даже если небо покрыто тучами и моросит дождь, – к теплой сухой погоде; сидят нахохлившись или купаются в пыли – к дождю; зимой прячутся в укрытие, под стрехи, – верный признак приближающегося мороза или метели.
Цветочные «часы».
Можно устроить на садовой клумбе живые «часы». Каждое растение просыпается и засыпает в определенное время суток. В 5 часов раскрывает цветки шиповник, в 6 часов – одуванчик и полевая гвоздика, в 7 часов – колокольчик, картофель, в 8 часов – бархатцы и вьюнки. В 9 – 10 часов – календула, мать-и-мачеха.
В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов – одуванчик, в 15-16 асов – мак, в 16-17 часов – календула. В 17-18 часов – мать-и-мачеха. В 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов – шиповник.
Если посадить растения в том порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки, такие многокрасочные «часы» не только будут радовать красотой, но и позволят достаточно точно (с интервалом 1 – 1,5 часа) определять время в солнечную погоду.
Прежде чем составить такие «часы», необходимо провести предварительные наблюдения. Так как время «бодрствования» цветов зависит от многих факторов, например географического местоположения.