Щепелина Ольга Васильевна
Консультация «Развиваем мелкую моторику дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. За 35 лет работы в детском саду, отмечаю, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи. Очень важно как можно раньше выявить и устранить нарушения речи, чтобы при обучении в школе ребенок не испытывал трудности. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы которые отвечают за речевое развитие. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Иначе говоря, мелкая моторика рук и уровень развития речи ребенка находятся в прямой зависимости друг от друга.
Публикация «Консультация „Развиваем мелкую моторику дошкольников“» размещена в разделах
Когда, с какого возраста, следует начинать работу по развитию мелкой моторики у детей?
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом. Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке. В 10 месяцев специалисты рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка: катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. д.) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей.
1. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока.»,
- «Ладушки-ладушки.»,
- «Идет коза рогатая.»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?.».
2. Пальчиковые кинезиологические упражнения– развитие центров головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоят из определенных упражнений для мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга.
- Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
- Кинезиологическое упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Как пожарим, повернем и опять играть начнем».
3. Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы, цветные клубки нитей для перематывания.
4. Упражнения с помощью массажера Су-Джок.
На кистях и пальчиках расположено множество нервных окончаний и при их двигательной активности они подают мозгу импульсы, тем самым стимулируя работу мозга. Японские медики придумали целую систему воздействия на эти окончания - акупунктура или точечный массаж. Они установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Приемы Су – Джок терапии:
-Массаж шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
-Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Развивать гибкость пальчиков можно при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, разные мелкие игрушки и т. д. Итак, развиваем мелкую моторику детей!