Мария Сластенина
Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игре. Ведущими видами детской деятельности стали : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Я считаю, что в детском возрасте экспериментальное освоение мира ребенком играет не менее важную роль, чем, традиционно признаваемая ведущей деятельностью дошкольников, игра
Публикация «Консультация для воспитателей „Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в экспериментальную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни.
Термин «экспериментирование» понимается как способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
В ходе работы с детьми над экспериментами формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. Интересно смотреть на ребенка, когда он экспериментирует, он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности я создаю ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В дошкольном воспитании экспериментирование является эффективным методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В процессе организации экспериментальной деятельности, моя работа с детьми строится таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный мной, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Работа с дошкольниками должна проводиться не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной экспериментальной деятельности взрослого с детьми (где взрослый – партнер учитывает детские интересы и инициативы).
Из всего вышесказанного следует сказать, что опытно – экспериментальная деятельность способствует : 1) получению дошкольниками реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; 2) стимулированию развития речи; 3) накапливанию фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; 4) обогащению памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; 5) развитию творческих способностей; 6) формированию трудовых навыков; 7) укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.