Татьяна Сидоренко
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сидоренко Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута, Республика Коми.
Давление взрослого подавляет активность, превращая ребёнка в автоматического исполнителя чужой воли.
Страхом перед наказаниями нельзя научить ребёнка владеть собой.
Приказами, наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, Семья, ребёнок, детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Произвольность – важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается совсем другим путём. Только речевое общение, включённое в деятельность ребёнка и отражающее его интересы, может стать средством осознания себя и дать «точку опоры» для управления собой.
Проблемы адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой стороны – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, должны быть налажены контакты между воспитателями и родителями.
Для этого я хотела бы предложить 3 блока вопросов для родителей.
Первый блок. Поведение.
1. Преобладающее настроение вашего ребёнка (бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное).
2. Характер засыпания (быстро, в течение 10 минут, очень медленное, медленное).
3. Характер сна (спокойный, неспокойный).
4. Аппетит вашего ребёнка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой).
5. Отношение ребёнка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).
6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, ходит мокрый).
7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосёт палец или пустышку; раскачивается, когда стоит или сидит).
Второй блок. Нервно-психическое развитие.
Уровень нервно-психического развития, определяется методом диагностики.
Третий блок. Личность.
1. Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
Родители отвечают на вопросы:
- проявляет ли ребёнок интерес к игрушкам, предметам дома в новой, незнакомой обстановке;
- интересуется ли действиями взрослого;
- внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив.
2. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми.
3. Инициативность во взаимоотношениях с детьми.
4. Инициативность в игровой деятельности (играет самостоятельно или с помощью взрослого).
5. Самостоятельность в развитии культурно-гигиенических навыков.
6. Всегда ли ребёнок доводит начатое дело до конца.
Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, я делаю прогноз адаптации ребёнка к новым условиям жизни, определяю возможные проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, даю родителям рекомендации по подготовке детей.
Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребёнком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его поведения и развития.
Поэтому нужно наладить хороший контакт с родителями и все проблемы в период адаптации решать вместе.
Но, всё же главная роль возлагается на воспитателя. Именно он должен открыть детям увлекательность общения с другими ребятами, которое может стать одним из главных притягательных моментов пребывания в детском саду. Главное, что может сделать взрослый, чтобы ребёнку было хорошо в детском саду – это научить его играть вместе с другими. Однако вводить ребёнка в мир сверстников нужно осторожно, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Например, предложить поиграть в малоподвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, которые исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Особенность предлагаемых игр - добровольность участия детей. Можно начать игру с небольшой группой детей, остальные по желанию войдут в игру сами и станут её участниками. Предлагаются игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Карусели», «Дудочка», «Зайка беленький сидит», «Подарки», «Кто к нам пришёл?».
Семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.
На фоне этих данных детское учреждение развивает в нём новые социальные, нравственные и эстетические чувства, качества и позиции, сообразуемые с мнением других, умение уступить их желаниям, чувствовать и координировать личные потребности с потребностями товарищей, принимать их условия и требования, согласовывать интересы и роли.
Семья
– уникальная воспитательная среда,
детский сад
– специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития.