Лидия Новоселова
Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Эмоциональное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь математику.
Публикация «Консультация для воспитателей „Математика в жизни детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В дошкольные годы у ребенка создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.
Взрослые должны не подавать, а поддерживать, не сковывать, а направлять в проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Организация поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов, «экспериментировать» так как боятся, что они замочат рукава рубашки, испачкают стены или стол, насорят, разобьют что-то, обрежутся и т. д. Все эти опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.
Необходимо и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объемов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел (мука, сахарный песок, соль, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала и т. п.
Выполнение некоторых заданий и решение проблемных ситуаций требуют коллективного обсуждения. Тогда целесообразно объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и размышления не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.
Знания, данные в занимательной форме, усваивания детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Хорошо, если равноправными партнерами по игре становятся родителя или другие близкие взрослые. Ребенок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.
Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить еще.
Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразно; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.
Загадки используются, в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Взрослый проводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа. Вот лишь некоторые из загадок, которые целесообразно использовать.
Пять котят да мама-кошка. Сколько кошек на окошке?
Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках. (Горох)
На десть братцев двух шуб хватит. (Перчатки, варежки)
В качестве загадок используется также фрагменты произведений К. Чуковского, А, Барто, С. Маршака, С. Михалкова. В. Берестова и др. например:
Шел Кондрат
В Ленинград.
А навстречу - двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка.
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
(Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему -
В Кострому.)
В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображениях.
В реке плавали пять уток. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину.
Сколько уток плавают в реке? (Пять уток, только они нырнули в глубину.)
У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат.
Сколько детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)
Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок.