Залия Парнева
Консультация для воспитателей логопедических групп. Современные подходы к логопедической коррекции.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в практике логопедической коррекции актуальной становиться необходимость изменения способов передачи детям информации. Обучение, основанное только на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно неинтересно ни детям, ни педагогам, а потому малоэффективно. Да порой и коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.
Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп, Современные подходы к логопедической коррекции,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Наиболее современные задачи логопедической коррекции таковы :
- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Примеры формирования исследовательских навыков у детей с ОНР в разных возрастных группах.
В средней группе :
o Можно просто предъявить ребятам звуковой символ изучаемого звука, но лучше предложить им самим выбрать из нескольких тот символ, который напоминает артикуляционный уклад предлагаемого звука;
o Дети угадывают изучаемый звук по именам гостей (Алла, Антон, Айболит);
o Дошкольники ищут или выбирают природные шумы, сходные с речевыми звуками ([и]- лошадка, [м]- корова, [з]- комарик);
o Дети переставляют звуки [ау-уа], заменяют (Оля-уля, добавляют новые (Аня-Ваня); учат Матрёшку преобразовывать слоговые ряды (ам-ум-му);
o Дети самостоятельно исправляют грубые аграмматизмы в речи куклы или путаницы в играх типа «Так бывает или нет?», «Сказки-обманки» и т. п.
o Дошкольники придумывают прозвища для гнома (по аналогии при отработке уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных) и т. д.
В старшей группе :
o Дети сравнивают речевые профили, размышляют о характеристиках звуков и объясняют свою позицию (к примеру, почему считают звук мягким согласным);
o Дошкольники составляют простейшие звуковые схемы, ориентируясь на смену артикуляционных укладов при произнесении слова;
o Очень активизируют детей такие ТРИЗовские приёмы, как: создание проблемной ситуации (что было бы, если бы пропал звук [а] или не стало бы мягких согласных); морфологический анализ (гласные звуки встречаются на волшебных дорожках, образуя слог); превращения (цапля - капля, шар – шарф, рот – крот, маки – майки и т. д.); да – нет (задавая вопросы, дети по односложным ответам угадывают слово по его схеме);
o Повышает детскую мотивацию и приём подбора слова к схеме (помоги слону и волку найти их собственные звуковые домики или выбери из трёх домик для слова ива);
o Интересен приём разложения сложного слова на два простых (помидыни, огурбузы) и наоборот конструирование слов типа «чернобровы»;
o Дети охотно составляют фразу по опорным картинкам или исправляют деформированную (для расширения синонимического поля может пригодиться приём «Запрещённое слово»);
o При построении текста цепной организации каждый ребёнок в подгруппе по-своему распространяет фразу однородными членами (интересно, у кого фраза будет длиннее, а у кого встретятся повторы).
В подготовительной к школе группе :
o Дети экспериментируют (переставляют, заменяют, добавляют, убирают, складывают) не только со звуками, но и со слогами, и даже с ударением (кабан – банка, бар и сук – барсук, кружки – кружки);
o Дошкольники не только выбирают, но и сами подбирают слово к схеме;
o Схеметизировать можно не только звуковую и слоговую структуру слова, но и фразу, сказку даже содержание сюжетной картины – это наглядно, понятно, занимательно. Моделирование развивает знаковую функцию, формирует исследовательские навыки у детей, делает доступными такие трудновоспринимаемые понятия, как звук, слог, предложение, текст;
o Приём сочинения сказок по предложенной модели стимулирует речевую активность детей, развивает их творческое воображение (большое пятно рядом с маленьким у оного обозначает подружившихся великана и гнома, у другого – дракона, утащившего царевну, а у третьего – сестрицу с братцем, оказавшихся в заколдованном лесу);
o В работе над связной речью раскрепостят и заинтересуют дошкольников такие приёмы ТРИЗ и РТВ, как игровая проблемная ситуация (Ванина кепка в клетке у жирафа, волшебный сюжет (мыльное дерево, вариативность окончания истории (найдет ли Маша свою кошку, сказочные приёмы выхода из ситуации (оживление, уменьшение, поиск плюсов и минусов (что хорошего и что плохого в осеннем дожде, прогнозы развития (что было бы, если бы… на планете исчезли все парикмахеры, гипотезы и проверки (растает ли снег под тёплой шубой) и т. п.
Итак, основными приёмами подачи материала, повышающими детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующими и раскрепощающими ребят на занятиях, улучшающими их высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также уменьшающими сроки логопедической коррекции, являются:
- сравнение (артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций);
- выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов);
- исправление (нелепицы, путаницы, фразы - нескладушки, загадки-обманки);
- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);
- догадки и предположения (Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем);
- классификация и группировка («рассели» слоги по домикам, заполнив пустые клетки);
- творчество (продолжи, склей кусочки слов, образуй новое слово от исходного);
- анализ и синтез (в слове больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);
- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);
- приёмы ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения).