Надежда Кононова
Консультация для воспитателей «Коллекционирование как взаимодействие взрослого с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования. Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом. – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Коллекционирование как взаимодействие взрослого с детьми“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка. Приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.
Собирательством люди занимались с древних времён. И многие музеи сейчас состоят из частных коллекций. В России наивысшего расцвета коллекционирование достигло в 19 веке. Позднее коллекционирование разделилось на научное, любительское и учебное. Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. Но к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.
Специалисты – коллекционеры выделяют несколько видов любительского коллекционирования :
-филателия – коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты (марок, наклеек) и почтовых изделий (конвертов, открыток).
- филокартия - коллекционирование почтовых и иллюстрированных открыток (художественных, поздравительных, фото открыток)
- филумения – коллекционирование спичечных этикеток, представляющих собой малоформатные плакаты с разнообразными рисунками.
- фалеристика – коллекционирование значков, нагрудных знаков, жетонов.
- нумизматика – коллекционирование монет и медалей.
- библиофилия – собирательство и изучение книг и других печатных изделий.
- филофония – коллекционирование музыкальных, художественных, документальных и других видов записей на грампластинках, дисках и другое.
Успех детского коллекционирования зависит от того, насколько ребёнку интересно собирать коллекцию марок, открыток, игрушек или предметов. Интерес возникнет в том случае, если взрослые будут руководствоваться общепринятыми рекомендациями по коллекционированию и смогут увлечь детей. Коллекционирование начинается с постановки чё ткой цели: что будет собираться и зачем. Определяется принцип сбора материала. Для дошкольников он, как правило, тематический, значительно реже – исторический.
Одно из любимых занятий ребят – собирать марки и открытки на определё нную тему: природа, спорт, города и другое. Однако какая бы область ни была выбрана, нужно продумать путь классификации, способы хранения и презентации предметов коллекции. Марки и открытки, как правило, размещаются в специальных альбомах, игрушки на витринах, гербарии и камни в отдельных коробках. Подписи не должны быть яркими. Располагать коллекцию следует красиво. Она должна вызвать интерес у окружающих.
Мои наблюдения за детскими играми показали: ребята, используя персонажей коллекции, разыгрывают игры – драматизации, режиссёрские игры «Три медведя», «Кошкин дом» и др. Так же коллекции используются для развития речи, дети владеют речью, пересказом, свободно используют персонажей, предметы коллекционирования как основу для построения творческих рассказов.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. Проводимая работа способствует развитию таких важных составляющих качеств, творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Так же коллекция может использоваться в качестве развивающей речевой среды, способствующей решению следующих задач:
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций и выставок;
- осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, металла, стекла, фарфора, бумаги и др)
- знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежий)
В процессе восприятия предметов коллекции у детей развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
При формировании элементарных математических представлений в свободной деятельности дети могут закреплять представления о величине, раскладывая предметы разной величины (высоты, длины) в возрастающем или убывающем порядке; объясняя, в каком порядке расположены предметы.
По познавательному развитию можно провести следующие занятия:
«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.
«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.
«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.
Можно предложить такие дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность)
Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».
Что коллекционировать?
В младших группах детского сада детей чаще всего привлекают игрушки животных (зайчики, медвежата, собаки). В более старшем возрасте детей привлекают фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и др.
Всегда представляют интерес для детей вещи, которые ничего не стоят – фантики от конфет и шоколада. Собирать их бывает увлекательно, важно выбрать интересную тему, например какими разными могут быть Деды Морозы, или пасхальные рисунки.
Педагогическую ценность могут представлять и эпизодические коллекции – выставки : предметов обихода (посуды, обуви, украшений и др.) Для таких выставок на временное пользование предметы могут принести и родители воспитанников, и коллеги.
Выставка может быть посвящена головным уборам – вот где простор для детских фантазий, развития мышления (классификация, знакомство со свойствами материалов, проникновение в историю предмета и др.)
Хранение коллекции.
В группе надо определить место для хранения коллекции, она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребёнок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.
Открытки, фантики хорошо хранить в небольших альбомах для фотографий. Для мелких предметов подойдут коробки из-под конфет или обуви. Игрушки можно расположить на полочках или в шкафу.