Мария Чевелёва
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование человека в ДОУ в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал думаю будет полезен и воспитателям, и родителям дошкольников.
Рисование человека в разных возрастных группах ДОУ.
Изобразить человека сложная задача для детей дошкольников. Во многих программах стоит задача формирования у ребенка к окончанию детского сада умения рисовать фигуру человека в анфас, в профиль, в статичном положении и в движении.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Рисование человека в ДОУ в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Предлагаю на ваше внимание приемы обучения рисованию человека в разных возрастных группах в детском саду. Понимая последовательность, того, что за чем делается Вы сможете объяснить это детям.
2я младшая группа.
Во 2й младшей группе идет подготовка руки к рисованию, учим правильно держать в руке карандаш, отрабатываем движения руки, рисуем разные формы, учимся проводить линии уверенно, рисовать округлые и прямоугольные фигуры. Можно использовать трафареты и шаблоны для рисования. Работа с шаблонами приводит к автоматизации двигательных навыков, развитию моторики рук.
Сначала формируем умение рисовать простые формы- снеговика, неваляшку, матрешку, кукол. Один из эффективных приемов наглядный рисунок воспитателя, но рисунок не упрощенный до схемы, а соответствующий реальному изображению. Задача воспитателя на данном этапе научить правильно изображать предмет- передавать его геометрическую форму и некоторые признаки данного предмета.
Средняя группа.
В средней группе у детей уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передавать основную форму и некоторые признаки предметов.
Самый простой способ рисования в средней группе это- круг голова, треугольник платье (снегурочка, дедушка Мороз, девочка в сарафане).
Для этого проводим в нижней части листа горизонтальную линию (можно комментировать действие, вот какая широкая шубка у дедушки Мороза. Далее в середине верхней части листа точку. От этой точки проводим наклонные линии к концам горизонтальной линии. Получается высокий треугольник. На вершине треугольника рисуем небольшой круг (голову).
Опустившись чуть ниже вершины треугольника рисуем маленькую черточку- плечи. Слева и справа от края наших плечиков рисуем длинные прямоугольники, но ориентируем детей на то, что длина их равна половине высоты треугольника (шубки). И обязательно дополняем объяснения показом. Изображение дополняется деталями: черты лица- глаза, рот, нос, ладони, рисуются как овалы, воротник, узор на шубке. Ноги дети могут не изображать, либо полуовалами снизу шубы.
Во 2й половине года можно немного изменить рисунок- добавить движение поднятую руку.
В итоге- в этом возрасте ребенок учится показывать в рисунке – примерные пропорции фигуры (соотношение величины головы, туловища, рук, ног, строение фигуры (соотношение расположения головы, рук, туловища,
движение рук, головы, передавать сравнительную высоту фигуры взрослого и ребенка (маленькая ли это снегурочка или большой дедушка Мороз).
А так же формируется умение пользоваться простым карандашом и ластиком.
Старшая группа.
Для того чтобы научить рисовать человека приближенно к реальности уже в старшей группе ребенка знакомим с пропорциями тела человека.
Знакомим с изображением человека : спереди, прямостоящего, или выполняющего несложные движения (подъем руки, ноги, наклон головы). И для передачи внешнего сходства человека знакомим с портретом человека.
К этому возрасту многие дети могут регулировать нажим карандаша, пользоваться ластиком и теперь наша задача научить их делать набросок человека, действовать от общего к частному.
Схеме построения человека нужно посвятить несколько занятий, пока оно не будет хорошо усвоено.
За единицу измерения при определении пропорций человека принимается какая либо часть тела- обычно это голова. Ее размер мы поймем, когда определимся с высотой человека.
Высота всей фигуры взрослого человека состоит из 7-8 единиц включая саму голову. Высота ребенка 4-5 единиц. Обычно ребенку удобнее при рисовании схемы делить рост человека на 8 частей.
Размер длины туловища вместе с головой равен длине ног. Т. е длина ног равна длине туловища с головой по 4 единицы (4 головы).
Руки на 1 единицу длинее туловища. Руки у человека доходят до середины бедра. Рука не делится пополам в локте при рисовании- рука до локтя снизу длиннее предплечья (вверх от локтя). А локоть у нас расположен примерно на уровне талии (на половине туловища).
Ширина фигуры в плечах примерно 2 единицы. Учитываем что плечи у мужчины шире, чем у женщины или ребенка.
Ноги делятся на 2 равные части пополам- там колени человека. И поскольку мы рисуем человека в одежде, необходимо с детьми рассмотреть куклу или ребенка в одежде. Уточнить форму одежды, какую собираются изображать.
Научить рисовать человека можно разными способами: линейно геометрическим, рисование овалами, дугами. Но для дошкольников я считаю будет проще рисовать линией. Ребенку проводить прямые линии проще чем кривые линии или овалы.
Мы строим каркас (скелет) нашего человека и потом «одеваем» его. А затем стираем вспомогательные линии ластиком. Позднее, когда будут усвоены пропорции человека мы добавляем несложные движения- подъем руки или ноги.
Далее в старшей группе чтобы рисунок человека был реалистичным нужно познакомить детей с портретом в анфас (то есть когда человек смотрит вперед).
Голова человека имеет овальную форму. Рисуется вертикально овал и делим его сверху вниз линией пополам и поперечными линиями на 3 части 1я-от вершины до надбровных дуг, 2я-от надбровных дуг до кончика носа и 3я-от кончика носа до подбородка. Это наши вспомогательные линии. Не забываем напоминать детям, что при рисовании наброска на карандаш не надавливаем сильно, чтобы можно было потом стереть вспомогательные линии и не осталось следов от карандаша.
Далее мы рисуем брови и чуть ниже бровей, отступив немного справа и слева от края овала рисуем глаза. Объясняем, что глаза имеют овальную форму, и что расстояние между глазами небольшое, примерно как ширина одного глаза. И так же рассказываем что внутри глаза цветной кружок и маленькая черная точка- зрачек.
Рисуем нос. Поскольку нос такого же цвета как и лицо – можно нарисовать только кончик короткой черточкой или изобразить ноздри. И нос расположен по средней линии овала и на нижней линии.
От кончика носа вниз до конца лица примерно посередине находится рот. Объясните, что верхняя губа отличается от нижней по форме, на верхней губе две волны, а на нижней одна. Можно предложить для этого посмотреть детям друг на друга. На губы своего соседа, чтобы они наглядно понять ваше объяснение.
Дальше рисуем уши. Они присоединяются справа и слева от овала, по форме как полукруги и высотой почти от верхней до нижней вспомогательной линии.
И затем рисуем волосы. Они рисуются не по верхней линии овала, а немного отступивгательные линии и лицо готово.
от него вверх, вокруг верхней части овала. Стираем вспомогательные линии.
Подготовительная группа.
Следующий этап в рисовании человека происходит уже в подготовительной группе. Это рисование человека в движении. Если в старшей группе мы рисовали только несложные движения человека, меняли немного положения конечностей, то в подготовительной группе учимся изображать человека посредством характерной пластики (наклоны и повороты туловища, бег человека, танец).
Для рисования человека в движении нужно детям наглядно показать, как двигаются части тела при определенных движениях. Можно использовать манекен. Вы наверное видели такую деревянную куклу на шарнирах- Кукла Гестальта, можно сделать двигающиеся трафареты из картона, можно сделать модель из бумаги, разделив квадрат бумаги в определенной последовательности, даже элементарно- использовать для показа куклу Барби, либо использовать в качестве модели ребенка, поставив в определенном положении.
Для рисования человека в движении так же требуется предварительный набросок, который делается тонкими линиями без нажима. В наброске с учетом пропорций намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали.
Человека в движении так же можно рисовать разными способами. Линиями, дугами, овалами. Самый несложный для детей- рисование каркаса «скелета» человека, и затем «одеваем» его в костюм.
И еще чтобы изобразить человека в движении нужно научить изображать голову в профиль. Мы делали это так : рисовали овал, снизу заостренный немного в ту сторону, куда повернута наша голова.
Делили овал на 3 части, как при рисовании в анфас, большую часть верхней части и край средней части занимают волосы. Рисовали полукругом. Далее в средней части рисовали нос, по форме небольшим треугольником. Под верхней линией рисовали полукругом бровь и глаз. И в средней же половине нашего овала ближе к краю рисовали ухо. Оно в высоту занимает почти всю среднюю часть овала. И выглядит как полукруг., в середине с маленькой вертикальной черточкой.
Затем примерно на середине нижней части, от края овала рисуем полукругом рот. От нижней линии сзади нашего человека проводим линию вниз и впереди, примерно с середины подбородка линию вниз- это шея. А так же дуги вниз со стороны лица и спины- это соответственно грудь и спина человека.
Так же стираем вспомогательные линии. И раскрашиваем нашу картинку.