Татьяна Полякова
Консультация для воспитателей «Воздушное закаливание»
▼ Скачать + Заказать документы
"Воздушное закаливание"
Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Внешняя среда не стабильна, она меняется не только в естественных, но и специально организованных условиях. Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды, у детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания, улучшается состояние и функции нервной системы, обменные процессы, углубляется дыхание, создается эмоционально-положительное состояние психики. Во время закаливания детского организма необходимо учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воздушное закаливание“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К закаливанию детей, надо подходить очень осторожно, внимательно наблюдать за характером их ответных реакций. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать детей закаливания, так как именно оно необходимо им для здоровья. Любое закаливание может принести положительный результат лишь в том случае, если сила воздействия применяющегося фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно.
Выбирая закаливающие процедуры для дошкольника, находящегося в детском саду, необходимо учитывать и домашние условия, в которых он живет, температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. Не каждому поступающему в дошкольное учреждение можно назначать весь комплекс закаливания. Если дома температура воздуха в комнате чрезмерно высокая (24—25 °С, помещение редко проветривается, а ребенка слишком тепло одевают, то в первые дни пребывания в дошкольном учреждении правильный режим проветривания уже сам по себе будет оказывать закаливающее воздействие.
Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.
Оздоровительный эффект от воздушного закаливания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде. Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути.
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Воздух - наиболее доступное средство закаливания в любое время года, которое подходит для всех детей. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.
• В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.
• Закаливание в ДОУ предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий, осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры воздуха в пределах нормы. Сюда входит и одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт. Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.
Легкое платье с короткими рукавами и носки как постоянная одежда допустимы при температуре воздуха в помещении не ниже 23°. При более низких температурах (18—22°) дети младшего дошкольного возраста должны быть в колготах, старшего — в гольфах.
• Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.
Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации утренней гимнастики, дневного сна, гимнастике после сна, проведения физкультурных занятий в спортивной форме при температуре воздуха 19-20°, общие воздушные ванны длительностью 3-5 мин (во время переодевания ко сну). Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность. Прогулки в холодное и летнее время года два раза в день. К ним следует еще добавить физкультурные занятия на воздухе.
При закаливании воздухом во время прогулки важно, чтобы ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, речевые и звуковые реакции - все это повышает общий тонус его нервной системы, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов.
Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся детям. Они должны доставлять им радость.