Глухова Ольга
Консультация для родителей «Знакомство с Вселенной»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди бесчисленных ребячьих вопросов «как?» и «почему?» немало имеющих самое прямое отношение к тайнам Вселенной.
Наблюдать за изменениями погоды, жизнью растений и животных дети учатся в детском саду и в семье. А вот астрономические наблюдения значительно менее популярны и доступны. Хотя бы потому что звездное небо, Луну и некоторые другие явления можно увидеть лишь ясным вечером. Значит, кто-то из взрослых за час-полтора до сна должны взять с собой малыша на прогулку. При этом ещё надо выбрать хорошее место для наблюдений. Выбирая место, нужно обратить внимание на то, как видна каждая половина неба. При этом объясните ребенку, что при своём суточном движении светила выше всего поднимается над южной частью горизонта. Наиболее подходящее время для начала наблюдений звездного неба – осень: темнеет рано и до больших холодов пока далеко. В безлунный осенний вечер может показаться, что звездам «нет числа» и разобраться в этой картине, увидеть в ней хотя бы какую-то систему совершенно невозможно. Всего на небе северного и южного полушарий 88 созвездий. Границы каждого строго обозначены. Разумеется, детей надо знакомить только с некоторыми из них самыми знаменитыми, а точнее лишь с характерными фигурами, которые образуют наиболее яркие, видимые невооруженным глазом звезды. Все эти созвездия являются незаходящими для северного полушария, значит, видны они на ночном небосклоне круглый год.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Начинать знакомство лучше всего с Большой Медведицы. Правда, на медведицу эта группа звезд – семь ярких точек – совсем не похожа. Скорее на кастрюлю с ручкой или огромный ковш. Четыре точки по углам ковша: три – длинная, чуть изогнутая ручка. Средняя ручка звезда ручки ковш – Мицар.
Как же научить ребенка находить Большую Медведицу? Подготовится к этому надо ещё до прогулки. На листке бумаги нарисовать семь звезд – точек расположенных так, чтоб, соединив их прямыми линиями, получить очертания ковша.
На улице вы находите знакомое по рисунку созвездия. Заметьте место, над которыми оно сейчас видно. Если, выходя по вечерам, вы время от времени вместе с ребенком находить этот семи звездный ковш, то очень скоро ему станет ясно, что положение созвездия на небе меняется.
Ну вот, Большая Медведица теперь хорошо знакома, а с её помощью отыскать и Полярную звезду. Начинайте опять с рисунка. Пусть ребёнок самостоятельно нарисует ковш Большой Медведицы. Теперь надо соединить две самые далёкие от ручки ковша точки и продолжать этот отрезок примерно на пять таких расстояний, как это показано на рисунке. Так вы найдёте Полярную звезду.
Наблюдать за вечной спутницей Земли не менее интересно. Даже невооруженным глазом можно различать на поверхности Луны пятна – «лунные моря». Покажите их ребенку и расскажите, что в этих «морях» нет ни капли воды. Наблюдая поверхность ближайшего к Земле небесного тела, дети убеждаются в том, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной, другое полушарие нам никогда не видно.
Замечал ли раньше малыш, что на протяжении месяца вид Луны изменяется? Узенький серпик растет, превращается сначала в «половинку», а потом в полную Луну, снова становится серпиком, только повернут он теперь в обратную сторону, а затем и вовсе «исчезает». Кстати, отличить растущий серп Луны от убывающего просто. «Старая» Луна напоминает букву «С», а «растущая» - часть буквы «Р». Это вызвано тем, что Луна занимает различные положения по отношению к Солнцу, которое её освещает, и Земле, с которой мы её наблюдаем. Хотя дошкольникам трудно ещё понять причину этого явления, однако оно вызывает у них неизменный интерес.
Во все времена года, кроме середины лета, ребенок может своими глазами наблюдать восход и заход Солнца. Обратите внимание на то, за какой наземный ориентир садится светило летом, осенью, зимой, весной. Помогите заметить, что летом точки восхода и захода расположены друг от друга значительно дальше, чем весной и осенью. Летом встает раньше, выше поднимается в полдень, позже заходит за линию горизонта. Поэтому и дни такие длинные и темнеет поздно. А вот про декабрьские в народе не зря говорят, что они «короче воробьиного носа».