Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может привести к ряду осложнений. При плоскостопии подошва теряет свои рессорные свойства и практически полностью теряет амортизацию, что может привести к различным нарушением осанки, таким как сколиоз, заболеваниям коленных и тазобедренных суставах.
Публикация «Консультация для родителей „Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Так как стопа ребенка формируется до шести-семи лет, профилактике плоскостопия нужно уделять большое внимание заранее, а именно уже с младших групп детского сада. Человеческая стопа в процессе эволюции приобрела идеальную форму, которая позволяет распределяться нагрузке равномерно по всей ее поверхности, и это в первую очередь обусловлено наличием сводов стопы. Но идеальная стопа встречается менее, чем у половины населения земного шары.
По данным ученых более половины людей страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Плоскостопие – это деформация стопы с отлучением ее сводов. Чаще это продольный свод и подошва становится плоской на всем своем протяжении. Это можно заметить в раннем детстве, когда после непродолжительной прогулки ребенок проситься на руки, капризничает. Или нужно осмотреть обувь ребенка – потеря первоначального вида и стоптанная внутренняя часть подошвы и каблук – первый тревожный сигнал.
Подробно изучив этот вопрос, ясно, что успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! – гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждением деформации стоп является гигиена обуви и правильно подобранные форма и размеры. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам, также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье. В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более, а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.
В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий. Начиная с шестого года жизни (старшая группа, дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде. Так как приоритетным направлением детского сада является физкультурно-оздоровительное, над этой проблемой работают многие специалисты ДОУ – медицинский работник, руководитель по плаванию, физкультурный работник, воспитатели и методисты. При поступлении в детский сад дети проходят медицинский осмотр, на котором выявляются дети с подозрением на плоскостопие (в раннем возрасте, как таковой диагноз не ставится). Работа начинается в младшей группе и проводится в разных формах: утренняя гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия по физической культуре, плавание, прогулки и развлечения на свежем воздухе, самомассаж, профилактическая гимнастика. Все эти здоровьесберегающие технологии активно используются в течение четырех лет. В каждом детском саду должны разработаны комплексы физических упражнений для формирования и укрепления свода стопы у детей. Важно то, что все упражнения проводятся стоя, сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы. В первые занятия достаточно включить 3 - 4 специальных упражнения для различных групп мышц.
В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 - 6 раз, затем число повторений постепенно увеличить до десяти – пятнадцати раз. Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза - плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.
Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:
Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя. Верчение стоп. Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки. Ходьба только на пальцах, с разведением стоп. Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна. Приседание на гимнастической палке. Поднимание разных предметов пальцами ног. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
В исходном положении - сидя на стуле: сгибать пальцы стоп. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной). Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку. Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.
В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом, согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы. Ходьба по бревну боком. «Попробуй удержи» - упражнение с эластичным бинтом с сопротивлениями, тот же бинт одетый на стопы развести ноги в стороны. «Гуси-гуси»(ходьба в полуприсяди). Помимо этих упражнений ребята ножками катают «скалки» (круглые палки, шипованные ролики, раскатывая «блин», катают шипованные мячики, лазают по канатной лестнице, шведской стенке, прыгают в высоту, играют сидя в футбол, ходят по наклонной доске, поролоновым кочкам, дорожкам с пробками и пуговицами и даже рисуют ногами и перекладывают бусины. Все эти игровые приемы с частой сменой деятельности и с использованием разнообразных цветных предметов приводят детей в восторг, а мы добиваемся своей цели – мышцы стопы рефлекторно работают и приводят к ее укреплению.