Светлана Морозова
Консультация для родителей «Возраст «Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается (особенно на пятом году – начинается возраст «почемучек). Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: «Он пошел. А потом он увидел… А потом он взял…» - оказывается, разговор о дедушке. Нарушения относятся и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).
Публикация «Консультация для родителей „Возраст „Почемучек“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Учтите, что эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными.
Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого - пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.
Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия цветов (красный, синий и т. д., но и их оттенков. Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого сделаны эти предметы.
Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы, как «Из чего сделан?» - ребенок назовет материал: при этом, кстати, он должен будет поставить слово в родительном падеже (Из стекла). «Что делает?» - называется действие. «Для чего нужен этот предмет?» - этот вопрос вызывает распространенный ответ: иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.
Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Вы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепите слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Вот, например, игра «Какое что бывает». Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше – дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».
На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, бульвар, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: «А что шире – ручеек или река?»
Такую игру можно проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, форме (Что бывает красным, синим, круглым и т. Д.).
Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях – ведь он еще может не знать слово, уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.
Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.
Развивая связную монологическую речь важно научить ребенка пересказывать краткие литературные тексты. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом – «Репка», «Колобок», «Курочка ряба». При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок пятого года жизни дословно запоминает тексты, усваивает последовательность действий. Учить детей пересказу хорошо помогает отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя словами целое предложение. «Жили – были… «дед и баба…» - «была у них»… - «Курочка ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?» После можно предложить ему маленькие рассказы.
Образец – рассказы Л. Н. Толстого для детей. Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник, что он видел интересного на прогулке. Постепенно дети отучаются от копирования образца и переходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после пяти лет.
Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
3. Что нового, интересного он узнал?
4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
5. Как описана природа?
6. Какие слова и выражения ему понравились?
7. Чему научила его книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге?
1. Что изображено на этой картинке?
2. Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить?
3. О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем – подробно?
4. Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?
5. Чем ты закончишь рассказ по ней?
6. Какие слова (имеются в виду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?
Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?
Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?
1. Сначала следует прочитать стихотворение.
2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
3. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
5. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.
6. Через несколько часов вновь предложить ребенку еще раз прочитать стихотворение.
7. Перед сном еще раз предложить прочитать стихотворение.
Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.
Как научить ребенка беречь книгу?
Необходимо следовать правилам:
1. Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.
2. Не читать во время еды.
3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
4. Класть книгу только на чистый стол.
5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.
Желаем удачи!