Наталия Шаронова
Консультация для родителей «Влияние психологических особенностей родителей на воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конечную цель воспитания можно сформулировать как увеличение шансов на успешную адаптацию ребенка в жизни. Исходя из этой цели, мы должны действовать в интересах ребенка. Это прекрасная цель воспитания, и никто, вероятно, не будет оспаривать ее правильность.
Однако часто психологические потребности родителей заслоняют эту замечательную цель, и они могут действовать вразрез с интересами ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние психологических особенностей родителей на воспитание ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Так, например, неудовлетворенная психологическая потребность родителей в принятии, получении тепла может приводить к излишне тесной связи с ребенком, привязыванию ребенка к себе.
Неудовлетворенная потребность в признании общества, получении восхищения, достижениях может приводить к обостренному вниманию к успехам ребенка и агрессивному давлению на него для того, чтобы их добиться.
Острая потребность в контроле и власти может привести к излишней строгости в отношении ребенка, попыткам тотального контроля не только поступков, но и мыслей ребенка.
Страх родителей перед принятием ответственности, потребность самому быть под опекой может приводить к созданию ситуации вседозволенности для ребенка и невозможности управлять ситуацией.
Все эти и множество других ситуаций являются случаями, по сути дела, проблемными и требуют от родителей анализа сложившегося положения и работы над собой.
В условиях хронической базовой проблемы в отношениях с ребенком никакие рекомендации не смогут помочь, потому что человек, призванный эти рекомендации воплотить в жизнь (то есть родитель, решает совершенно другие задачи, хотя часто и неосознанно.
Вопрос взаимодействия с ребенком можно сравнить со строительством дома, где существуют фундамент, стены и крыша, а также элементы декора, скажем, наличники. «Фундаментом» мы назовем психологическое состояние родителей, их отношения друг с другом. «Стенами и крышей» — обеспечение безопасности ребенка, наличие в его жизни понятных правил и адекватных требований. А «наличники» — это частные способы влияния на ребенка, по-вышения или смены его мотивации, способы обойти острые углы. Описанию так называемых «наличников» в популярной литературе уделено много внимания, а необходимость «фундамента» и «стен» просто констатируется. Родители тоже часто склонны искать ловкие приемчики, «фишки», которые, как по волшебству, изменят ситуацию. Они разочаровываются, когда приемы, рекомендованные психологами, вообще не работают или имеют лишь временный эффект. Дело же, как правило, в состоянии тех самых «фундамента» и «стен», которое является определяющим для успеха дела. Если их состояние плачевно, конструкция всегда будет заваливаться. И даже самые прекрасные «наличники» этот дом не спасут. Если же базовые конструкции в порядке, то даже при незнании приемов обращения с ребенком ситуация, как правило, здоровая. Поэтому прежде чем изучать методы воз-действия на детей (которые в своей массе являются все же «наличниками», проинспектируйте состояние вашего «фундамента» и «стен».