Елена Сонина
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом. В данной ситуации очень важной задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, ответственности, самостоятельности и желания трудиться. Семейное воспитание должно заключаться в постепенном привлечении ребенка к посильной, разнообразной трудовой деятельности. Первоначально это простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых действий ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В семье дети имеют возможность наблюдать за тем, что делают взрослые: готовят еду, убирают в квартире, стирают белье. Именно это наблюдение за тем, как взрослые выполняют ежедневные дела постепенно, помогает понять ребенку их значимость. Но следует помнить, что такое наблюдение может носить созерцательный характер. И для того, чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослый может сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они начинают задавать вопросы и пытаются помочь. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду с взрослыми.
Родителям необходимо помнить о важности ознакомления ребенка с трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу это приносит людям: например папа – врач, он лечит больных людей, а мама – педагог, она учит детей.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребенка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающий мир представляет для этого большие возможности. Во время прогулки, нужно научить ребенка бросать мусор только в урну, обратив внимание на то, как чисто на улице. Ребенку будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник и порядок вокруг это результат его труда.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, картины, иллюстрации и сюжетно-ролевые игры.
В семье ребенка привлекают к участию в повседневном труде. Но он не всегда охотно выполняет те или иные обязанности. Чтобы вызвать у ребенка интерес к трудовой деятельности, необходимо в доступной для его возраста форме объяснить значимость предстоящей работы и ее результата. Интерес к труду у детей повышается в том случае, если результат и польза очевидны окружающим: «Как хорошо, что Оля убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть».
Поручая ребенку то, или иное дело стоит учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, то дошкольник будет выполнять его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически принимать участие в повседневном домашнем труде (сходить за хлебом, убрать чайную посуду и др.).
Ценно если родители в процессе трудовой деятельности будут содействовать развитию у ребенка стремления сделать что-либо полезное для близкого человека: сделать подарок маме, сделать игрушку младшему брату и др.
Большое значение для формирования положительного отношения к труду имеет обстановка в семье, взаимоотношения детей и родителей. В некоторых случаях обстановка в семье может быть неблагоприятной, прежде всего это связанно с требованиями которые старшие члены семьи предъявляют к ребенку, методов руководства его трудовой деятельностью и личного отношения родителей к труду и домашним обязанностям. В некоторых случаях родители наказывают детей трудом : «Не убрался в комнате? В знак наказания помоешь посуду». В результате у ребенка усиливается неприязнь к домашней работе.
В практике семейного трудового воспитания можно наблюдать тенденции использования наказаний в труде : наказание трудом, когда родители поручают ребенку не интересную, даже не посильную работу и наказание лишением труда. Также отрицательный трудовой опыт усиливает физическую усталость и ослабевает нервную систему. Наказание лишением труда прерывает формирование привычки постоянно трудиться, и мешают развитию желания трудить.
Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.
Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.
Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.
Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямуювлияет на совершенствование центров речи, интеллект.
Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.