Наталья Васильевна Тасваева
Консультация для родителей «Сказка сказке — рознь»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка сказке – рознь.
Восприятие сказки маленьким ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем, что, сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества: бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, внежитейской мудрости. При выборе сказки для постановки в домашнем театре важно не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями иного толка.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка сказке — рознь“» размещена в разделах
До чего удивительно составлены порой сборники сказок! Так и кажется, что составители адресовали их не ребенку, опытному взрослому, который путешествует по сказочному миру, где не все безупречно.
С одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви, которая долго терпит и милосердствует, не ищет своего, все переносит и никогда не кончается (сказка «Безручка», соседствуют сказка «Семь Симеонов» (из нее мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор: ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло»). Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного порядка.
Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством неудивительно. Ведь сказка – явление культуры, в которой сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. И взрослый человек принимает их или отвергает – в соответствии со своей жизненной позицией, теми ценностями, которые были заложены в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения малыша.
Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, как бы три «этажа» сказки : нижний, средний и высший.
Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?.
Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение и внежитейская мудрость. Примитивный идеал житейского благополучия не для них. Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречаются обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Оттого-то на «высших ступенях» сказки подъем к чудесному превращается в подъем молитвенный. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки».
Итак, при выборе сказок для домашнего чтения и театра будем остерегаться таких сюжетов, к которых присутствует романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над святыней, добродетельностью, порядочностью и простодушием.
Опасность такого смеха подмечена авторами литературных сказок. Мы помним, какая перемена произошла с мальчиком Каем – героем сказки Андерсена, - когда в его сердце и глаза попали осколки дьявольского зеркала: он стал высмеивать недостатки людей, передразнивать их, и это доставляло ему радость. Да и коварство самого зеркала заключалось именно в том, чтобы посмеяться над всем, что есть в мире. Все прекрасное становилось в нем предметом искажения. Примечательно, как Андерсен подмечает широту такого глумления троллей: «И вот, они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом…»
Последствия такого смеха хорошо известны – оледенение сердец.
С безобидного вроде хохота начинается и сказка Н. Вагнера «Смирение царевны». Причиной всеобщего смеха становится появление невесть откуда взявшегося хорошенького) мальчика с черными плутовскими, лукавыми глазками: куда бы ни упали брошенные им блестящие искры, люди начинали хохотать неистово… «Так что, наконец, ничего не осталось на земле и на небе, над чем бы люди не посмеялись. Все было осмеяно».
Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи и обманщики («Хи-хи! Битый небитого везет!», а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся со священнослужителями и церковной службой.
Вот как объясняет причину подобного смеха один из видных ученых – исследователей фольклора Юрий Иванович Юдин: «Смех снимает страх перед темной силой преисподней и освобождает самодеятельные силы ума и воли трудового человека, направляемые на трезвую оценку своего реального социального бытия.»