ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация для родителей «Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами, другими мирами.
Грамматический строй речи ребенок усваивает в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая нормы и правила языка, ребенок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки. Поэтому в систему речевой работы с дошкольниками входит работа по формированию грамматически правильной речи. Дошкольный возраст - это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение грамматически правильной речи даст возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Из этого следует, что в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Существуют различные методы и приемы, при помощи которых у ребенка формируется грамматически правильная речь.
Публикация «Консультация для родителей „Роль грамматики в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Задачи по формированию грамматического строя речи детей рассматриваются в трех направлениях:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменения по родам, лицам, числам, временам);
- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
- Сообщить знания об образовании слов – словообразования.
В морфологии.
Объем грамматических навыков общения можно представить следующим образом.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм существительных (особенно родит. падеж, мн. число: слив, апельсинов, карандашей) Детям надо показать разнообразные способы согласования в предложении существительного с прилагательными и глаголами. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица ед. и мн. числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Также дошкольники должны правильно употреблять категорию рода (бабушка вязала, дед читал, солнце светило, выражать изъяснительное наклонение глагола в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (стоим, стояли, стоять) и образовывать сослагательное наклонение ( возможное или предполагаемое действие: играл бы, спал бы) Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений. Также детей надо знакомить с согласованием существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы, со степенями сравнения (добр-добрее, тихий-тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи : предлоги, союзы, местоимения, наречия.
В словообразовании.
Далее детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффикса) :
- суффиксальный способ словообразования (учить-учитель)
- префиксальный способ словообразования (писать-переписывать)
- смешанный способ словообразования (застольный, разбежаться).
- словообразовательное гнездо (гриб- грибной, грибочек, грибник,)
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (котенок, медвежонок, зайчонок, направления движения (ехал-поехал-выехал).
В синтаксисе.
Обучение детей способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность – интонация – может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания и только потом правильно связывать слова в предложения.
Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально устойчив:
- он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений;
- он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, предлагаю Вашему вниманию картотеку игр и упражнений «Занимательная грамматика для детей дошкольного возраста».