Умалаева Аймисей Нажмудиновна
Консультация для родителей «Речь не является врожденной способностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врождённой способностью, она развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт на всех этапах развития. Взрослым важно знать эти возрастные нормы, чтобы вовремя заметить отставание в речевом развитии ребёнка и правильно ему помочь.
В возрасте двух-трёх лет ребёнок понимает, когда говорят не только о том, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. В разговоре с взрослым он начинает понимать простые вопросы «Где зайка?», «Куда ты положил машину?» Ребёнок знает названия многих предметов, в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. В словарном запасе преобладают существительные. Всё реже ребёнок прибегает к облегчённым словам (собака вместо ав-ав). Дети ещё путают предметы одного назначения и сходные объекты, например, ботинками называют и туфли, и сандалии, и тапочки.
Ответы детей состоят в основном из простых предложений (Собака бегает, затем всё чаще в них появляются дополнения (Мальчик сидит на стуле). К концу года ребёнок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер. Небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный рассказ, как правило, не может.
Звукопроизношение далеко от нормы: ребёнок заменяет недостающие звуки более лёгкими мягкими звуками (сюба или тюба вместо шуба, звуки Р и Л – звуками Й или ЛЬ.
В возрасте трёх-четырёх лет ребёнок начинает высказывать простейшие суждения, делать умозаключения о предметах и явлениях. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка, наступает возраст «почемучек».
Словарный запас к концу возраста достигает примерно 1500 – 2000 слов.
Кроме существительных и глаголов, в речи всё чаще появляются местоимения; наречия; числительные один, два; прилагательные (папин, мамин); предлоги. Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок ещё не пользуется обобщающими существительными, а лишь перечисляет конкретные предметы Рн
Он всё чаще отвечает на вопросы развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Всё ещё преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий (холоднее, тише, самый громкий). Речь всё ещё носит ситуативный характер, ребёнок не способен самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, раскрыть или описать содержание сюжетной картинки, он лишь перечисляет предметы, действующих лиц, их действия. Но он уже может пересказать содержание прочитанной ему несколько раз сказки, воспроизвести короткие стишки, потешки.
Дети этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (сладкая яблоко, у меня много подругов, а у меня на пальте пуговица оторвалась).
У большинства детей исчезает смягчённое произношение (санки вместо сянки, появляются свистящие звуки. Как правило, большинство детей ещё не произносят шипящие и сонорные звуки Р, РЬ, Л. В сложных словах дети ещё нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их («пожаста» – пожалуйста, «тематура» – температура).
Возраст с 4 до 5 лет. На этом году жизни малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Активный словарь к концу года увеличивается до 2500 – 3000 слов. В словаре появляются прилагательные, обозначающие пространственные отношения (далёкий, высокий, дополнительные цвета (голубой, оранжевый, начинают появляться отвлечённые притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). В детской речи появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, однако они употребляются ещё очень редко.
Свои высказывания ребёнок строит из 2 – 3 и более простых распространённых предложений, сложные предложения (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали) использует всё ещё редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие ещё не могут самостоятельно пересказать текст прочитанного произведения.
У детей возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Они пытаются устанавливать сходство в звучании слов и сами подбирают словесные пары (Маша – каша, Миша – Гриша, некоторые придумывают собственные небольшие двух-, четырёхстишия. В этом возрасте полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов, большинство детей правильно произносят шипящие звуки, не путают их со свистящими. Дети уже способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
В возрастном диапазоне от пяти до шести лет ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Дошкольник пытается рассказывать и подробно отвечать на вопросы. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.
Обогащение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок. Всё чаще появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Показателем полноценного владения словарём в этом возрасте является умение детей подбирать слова-антонимы, прилагательные к существительным (Какой дождь, наречия к глаголам (Как может говорить мальчик, синонимы.
Речь значительно усложняется не только за счёт простых распространённых предложений, но и сложных; возрастает объём высказываний. Ребёнок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Он охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Малыш способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших, способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены хорошо знакомые предметы. Но при составлении рассказа он ещё часто опускает второстепенные, менее важные детали.
Дети способны правильно произносить все звуки родного языка, начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Однако у некоторых детей ещё только заканчивается усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р. По мере необходимости они способны говорить громче и тише, пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна. Ребёнок этого возраста не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов, слов с заданным звуком, производить подбор слов на определённые звуки [9, с. 120].
Возраст с 6 до 7 лет. Словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая). Ребёнок всё шире пользуется словами, обозначающими профессии, отмечая при этом действия и операции взрослых в процессе труда; начинает употреблять отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф, эпитеты (на скорую руку, понимает метафоры (море смеялось, многозначность слов (чистая рубашка, чистый воздух). В процессе высказывания ребёнок способен быстро подбирать точные синонимы, слова для сравнения (белый как снег). В этом возрасте дети ещё не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых (дерево вместо дуб, ель).
Ребёнок всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет обороты. Он способен самостоятельно давать описания предметов, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения. Может сам придумать сказку, рассказ, развёрнуто рассказывать о своих чувствах. Ребёнок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности действий.
Произносительная сторона речи ребёнка достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы; может говорить громко, тихо и даже шёпотом; умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, пользуется интонационными средствами выразительности. Ребёнок владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д.