Елизавета Медведева
Консультация для родителей «Речь — явление уникальное»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь ребёнка»
Речь – явление уникальное. Единственным обладателем её является человек. Речь самая необходимая основа для мышления. Она участвует в формировании мыслей, регулирует наше поведение, определяет социальную направленность человека. Значение речи в повседневной жизни человека огромно.
Уже самые первые шаги в развитии сознания ребёнка связаны с формированием его речевого общения. Ребёнок овладевает знаниями в силу того, что взрослый опосредствует его отношения, его практические, жизненные связи с миром. Следовательно, речевые отклонения могут повлечь за собой и отклонения в мыслительной деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Речь — явление уникальное“» размещена в разделах
«Неговорящие» дети между собой разговаривают обрывками фраз, прибегают к жестам. Когда их не понимают – капризничают, уходят в себя, стараются не играть в детском коллективе. Со временем черты замкнутости, необщительности становятся всё более замкнутыми.
Особенно большие трудности возникают в тот момент, когда дети приступают к обучению грамоте. Не сформированная языковая система упорно на всех этапах сдерживает процесс усвоения чтения и письма. Детям бывает трудно слить звуки в слоги, а слоги в слова – при чтении, при письме непонятными становятся правила грамматики. Не всегда правильно соотносят звук с буквой.
Итак, речь – сложнейшая психофизическая функция человека. И для того чтобы ребёнок её овладел, необходимы два условия:
нормальное строение анатомо-физиологических органов, участвующих в образовании и развитии речи;
наличие полноценной языковой среды и воспитания.
Необходимо помнить, что речь не врождённое явление, ребёнок осваивает её по подражанию, по мере общения с людьми, и в первую очередь с мамой. Поэтому речевое воспитание должно начинаться с момента появления ребёнка на свет. Ребёнок должен воспитываться в нормальной, здоровой, высококультурной речевой среде.
Что же такое речевая среда? Речевая среда – это общение между людьми на языке, принятом в данном конкретном обществе. Для формирования речи необходимо, чтобы ребёнок слышал звуки речи, слова обращённые к нему.
И ещё о главном, самая распространённая и непростительная ошибка родителей в том, что чаще всего они проявляют беспокойство по поводу речи ребёнка за год до поступления в школу. В такой короткий срок практически ликвидировать дефект не удаётся.