Цыганкова Любовь
Консультация для родителей «Ребёнок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей в подготовительной группе.
Воспитатель: Цыганкова Л. А
Тема: «Ребенок на пороге школы»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок на пороге школы“» размещена в разделах
-Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
-Вооружить родителей воспитанников практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход :
-Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к этому событию. Поступление ребенка в первый класс-это всегда переломный момент в его жизни. Меняется место ребенка в системе общественных отношений.
А что значит - готовность ребенка к школе? Готовность ребенка к школе состоит из нескольких составляющих.
1. Рассмотрим одну из них - это личностная готовность. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Обычно дети с желанием идут в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе.
Мотивация- означает побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе.
Перед вами несколько карточек. На них написаны некоторые мотивы. Вам нужно выбрать те из них, которые, как вы считаете, являются правильными, т. е. у ребенка выработана положительная мотивация поступления в школу.
(Родители выбирают правильные мотивы.)
На карточках написано:
«Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду решать задачи», «Мне форму красивую купят», «У меня будет новенький рюкзак и пенал», «В школе Саша учится, он мой друг», «Буду много знать, стану умной», «Люблю писать»
-Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей деятельностью-учением. Быть школьником для ребенка-это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него появляется круг прав обязанностей.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно будет в школе. Еще хуже, если дети не хотят в школу, они вызывают особую тревогу.
«Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу-там программа трудная и играть будет некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания, запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
Нужно сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать школу, учителей, трудную программу.
Вообще, в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению. (Не жаловаться в их присутствии на жизнь, на судьбу. Пусть растут счастливыми)
2. Следующий аспект - эмоционально-волевая готовность.
-Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.
(Воспитатель предлагает родителям рассмотреть ситуацию и подумать, правильно ли поступает мама, и как нужно было бы поступить).
«Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его рисунок, говорит: «Хорошо, молодец». Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создает новый, ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит сына. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу - научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы был занят. Вот пойдет в школу, тогда.»
-Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, а то, что требуется. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.
К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.
Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять им.
3. Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность.
(Воспитатель предлагает родителям карточки. В них указаны те знания, умения и навыки, которыми должен или может обладать будущий ученик. Рассмотреть их и расположить в порядке важности).
1. Умение анализировать.
2. Умение составлять рассказ по картине.
3. Широкий кругозор.
4. Умение читать.
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умение делать выводы.
3. Большой словарный запас.
4. Умение читать.
1. Умение обобщать.
2. Умение решать арифметические задачи.
3. Развитие тонких движений руки.
4. Умение читать.
Интеллектуальный компонент готовности предполагают наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, но наиболее важными становятся умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, достаточно развитые познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение и речь.
Также, ребенку необходимо умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
5. Физическое развитие детей также оказывает влияние на школьное обучение.
Поэтому двигательная активность, прогулки необходимы ребенку всегда.
Ребенок собирается в школу, это очень серьезный и ответственный момент, и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись.
Любите своих детей, уделяйте им должное внимание, побольше общайтесь с ними, обнимайте, беседуйте, выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте их во всем, давайте им понять, что вы – самые лучшие их друзья!